Православие на земле Судогодской карта сайта послать письмо
главная
храмы
за Христа пострадавшие
Святые
публикации
воспоминания
новости
в гостях у батюшки
воскресная школа
ваша помощь и милосердие
фотоальбом
публикации

"Один автор — две точки зрения?"
(метаморфоза взглядов иерея Даниила Сысоева?)

"Эти дни я неоднократно вспоминал батюшку Варсонофия (преп. Варсонофия, старца Оптинского — прим. авт.) Мне вспоминались его слова, его наставление, данное мне однажды, а может быть и не однажды. Он говорил мне: апостол завещавает: "Испытывайте себя, в вере ли вы?" (2 Кор. 13, 5), — и продолжал: Смотрите, что говорит тот же Апостол: "Течение скончах, веру соблюдох, а теперь мне уже готовится венец" (2 Тим. 4, 7-8). Да, великое — сохранить, соблюсти веру. Поэтому и я вам говорю: "Испытывайте себя, в вере ли вы. Если сохраните веру, можно иметь благонадёжие в своей участи". — И заповедал мне дивный старец проверять себя время от времени в истинах веры православной, чтобы не уклониться от них незаметно для себя. Советовал, между прочим, прочитывать православный катихизис митрополита Филарета и познакомиться с Исповеданием православной веры Восточных Патриархов. Ныне, когда поколебались устои Православной Российской Церкви, я вижу, как драгоценны наставления старца. Теперь как будто пришло время испытания, в вере ли мы. Ведь надо знать и то, что веру соблюсти может тот, кто горячо и искренно верит, кому Бог дороже всего, а это последнее может быть только у того, кто хранит себя от всякого греха, кто хранит свою нравственность" — преп. Никон Оптинский.

"Человеческое умствование, введенное в учение веры христианской, называется ересью, а последование этому учению — зловерием" — свт. Игнатий Брянчанинов.


   Передо мною лежат две книги, напечатанные в этом 2009 году. Первая из них, авторство которой, согласно обложке, принадлежит новопреставленному иерею Даниилу Сысоеву, трагическая смерть которого всем хорошо известна, она озаглавлена "Инструкция для бессмертных или что делать, если Вы все-таки умерли..." [1]. Книга эта была напечатана издательством храма пророка Даниила на Кантемировской (г. Москва), вышла достаточно большим тиражом (10 тыс. экз.) и легко может быть найдена на прилавках московских православных храмов, поскольку распространяется уже как минимум с весны этого года. Заметим, что данная книга не имеет архиерейского благословения. По-видимому, на сегодня это последняя из книг о. Даниила, вышедших в свет.
   Вторая книга "О зле раскола в Церкви" [2] написана Н. Колчуринским и вышла под редакцией иерея Даниила Сысоева во Владимирском издательстве "Калейдоскоп" при участии Свято-Екатерининского собора г. Судогда по благословению Преосвященного Евлогия, архиепископа Владимирского и Суздальского. Появилась она в продаже лишь в сентябре, впрочем, можно думать, что написана она несколько раньше второй, гриф благословения датируется ноябрем 2008 года. Далее для краткости мы будем обозначать эти книги [1] и [2].
   В обоих случаях причастность о. Даниила к написанию и изданию этих книг основательных сомнений вызывать по идее не должна — в первом случае, как автора книги, выпущенной издательством храма Ап. Фомы, которого он же о. Даниил являлся настоятелем в течение всего времени его существования. (В настоящее время храм пророка Даниила — в стадии постройки, а приходская жизнь осуществляется во временном деревянном храме св. Ап. Фомы. Книги же, выпущенные этим издательством, тем не менее имеют гриф "Издательство храма пророка Даниила на Кантемировской").
   Во втором случае участие о. Даниила как редактора текста — т.е. человека осуществляющего богословскую редакцию (о. Даниил — кандидат богословия) и проверяющего соответствие текста учению Православной Церкви, отвечающего тем самым за это соответствие и за точность всего того, что там написано, так же не вызывает сомнений. Данная книга - не первый совместный труд о. Даниила и Н. Колчуринского, а Владыка Евлогий известен, как ответственный архиерей, не благословляющий к печати сомнительные материалы.
   Эти две книги, конечно же заинтересуют читателя в связи с трагической кончиной известного пастыря, поскольку это его последние работы, которые должны, как предполагают наверное многие, отражать наиболее поздние, т.е. наиболее зрелые мысли этого очень известного автора.
   Увы, при чтении этих книг автор не найдет искомого — найдет странные несоответствия в том, что изложено в одной и другой книге, найдет в первой упомянутой нами книге еще и многое такого, о чем и писать-то не хочется, а надо, потому что стояние в истине — необходимое условие нашего спасения и всякая история отклонения от истины должна быть для нас еще одним напоминанием вечного апостольского: кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть (1 Кор. 10,12).
   1. В книге "О зле..." [2, стр. 12] приводится классическое определение понятия ересь, определение, принятое всею полнотою Православной Церкви, то самое определение, которое дает Пространный христианский катехизис свт. Филарета Московского. "Ересь, когда люди к учению веры примешивают мнения, противные Божественной Истине" [3, — "О первой заповеди"]. Итак, всякое искажение, вносящее ложь в учение веры — есть ересь по учению Церкви. Таким образом, если человек высказывает что-либо ложное, письменно либо устно, говоря о тех догматах Православия, которые являются догматическим ядром учения Церкви, именуемым учением веры, должно быть квалифицировано в качестве еретического. Не всякое догматическое утверждение принадлежит к этому ядру...    Как узнать какие утверждения относятся к учению веры? Для этого существуют признанные всей Вселенской Церковью источники — это в частности Православное исповедание (точнее — его раздел "О вере") [4], подписанное всеми Православными Патриархами, и в силу этого являющееся выражением мнения Вселенской Церкви, т.е. самого Христа [2, стр. 7-9]. Заметим, что авторитет "Православного исповедания" подтвержден и абсолютно положительными суждениями о нем св. отцов — свт. Феофана Затворника и преп. Амвросия Оптинского в частности, что также является достаточным условием признания этого текста в качестве эталонного, выражающего догматы Православного учения веры [2, стр. 16].
   Согласным суждением святых отцов утверждается и эталонный, вероучительный характер "Пространного христианского катехизиса" свт. Филарета [2, стр. 4, прим. 1]. А весь основной текст этой книги (все 3 части) – ничто иное как "наставление в Православной вере Христианской (выдел. авт.), преподаваемое всякому Христианину для благоугождения Богу и спасения души" [3].
   Заметим, что грех ереси может осуществляться как осознанно, когда человек сознательно противопоставляет свое мнение учению Церкви о вере, так и неосознанно, что не менее опасно, потому что результат один и тот же — ересь грех смертный, не оправдываемый никакими смягчающими обстоятельствами и не смываемый кровью мученичества (что совершенно верно изложено в [2, стр. 24, 27]1. В истории Церкви существует несколько примеров, когда этому греху невольно подвергались даже великие святые — так преп. Герасим Иорданский (тот самый, что имел ручного льва) несколько лет пребывал в монофизитстве (но в последствие принес покаяние), в ереси достаточно долго пребывал и св. прав. Юстиниан, успевший покаяться только на смертном одре. О возможности подобного невольного впадения в ересь говорится и в кн. "О зле..." [2, стр. 35].

  1 "Cтрашное орудие в руках духов — ересь! Они погубили посредством ереси целые народы, похитив у них, незаметно для них, христианство, заменив христианство богохульным учением, украсив смертоносное учение наименованием очищенного, истинного, восстановленного христианства. Ересь есть грех, совершаемый преимущественно в уме. Грех этот, будучи принят умом, сообщается духу, разливается на тело, оскверняет самое тело наше, имеющее способность принимать освящение от общения с Божественною благодатью и способность оскверняться и заражаться общением с падшими духами. Грех этот малоприметен и малопонятен для не знающих с определенностью христианства и потому легко уловляет в свои сети простоту, неведение, равнодушное и поверхностное исповедание христианства. Уловлены были на время ересью преподобные Иоанникий Великий, Герасим Иорданский и некоторые другие угодники Божий. Если святые мужи, проводившие жизнь в исключительной заботе о спасении, не могли вдруг понять богохульства, прикрытого личиною, что сказать о тех, которые проводят жизнь в житейских попечениях, имеют о вере понятие недостаточное, самое недостаточное? Как узнать им смертоносную ересь, когда она предстанет им разукрашенной в личину мудрости, праведности и святости? Вот причина, по которой целые общества человеческие и целые народы легко склонились под иго ереси" — писал свт. Игнатий Брянчанинов( 1, гл.14).

   В книге "Инструкция..."дается иное по своему смыслу определение ереси: "Ересь — это искажение учения Церкви, не по незнанию, а именно сознательное, которое идет против Бога" [1, стр. 33]. Очевидно, что в силу этого определения все те, кто впадали в ересь по невольной ошибке, в ересь в этом понимании не впадали. В частности не впадали в ересь уже упомянутые нами преп. Герасим Иорданский и св. прав. Юстиниан, что очевидно, противоречит Священному Преданию [см. в частности 5]. Согласно приводимому в [1] определению, еретиками являются только те, кто идут на это осознанно, что неверно. По вопросу о возможности впадения в невольную ересь в двух упомянутых книгах [1 и 2] высказываются, таким образом, совершенно противоположные мысли. Мысль о том, что всякое искажение учения Церкви (при условии осознания) является ересью, также не верна — не всякое. К примеру, все те, кто сознательно дезинформирует публику, утверждая, что преп. Сергий Радонежский жил в 10 веке до н.э — согласно определению, изложенному в [1] — суть проповедующие ересь, согласно учению Церкви — просто лгуны.
   В целом, если оценить изложенное в [1] определение ереси — то оно само оказывается еретическим, так как приносит ложь в учение веры, искажает его. Напомним, что вышеприведенное определение ереси, изложенное в "Пространном христианском катихизисе" — часть вероучения Православной Церкви (так как эта книга — вероучительная — см. выше). Из вышеприведенного либерального определения ереси, представленного в [1] вытекает, в частности то, что человек может пускаться в самостоятельные богословские экскурсы, опираясь на свои суждения (гипотезы) как на достаточное основание, не рискуя, если ошибется, утверждая какую либо ложь но незнанию, говоря об истинах веры, впасть в смертный грех ереси, не смываемый даже кровью мученической. Заметим, что согласно учению св. отцов — именно такого образ богословствования является чрезвычайно опасным, поскольку может приводить человека к невольным ересям и в конечном счете к погибели души [см. 6 и 7, об этом кстати написано и в (2, стр. 35)]. Этим образом безответственного богословствования в том числе и по поводу вопросов, относящихся к учению веры — пронизана вся книга "Инструкция..."
   Если в [2] цитируется св. Феофан Затворник, настаивавший на том, что любое утверждение может быть признано за истину православным христианином, только в случае его соответствия учению Христову, — т.е. для такого признания необходимо его соответствие Св. Писанию и Св. Преданию [2, сс. 20-21], то в тексте [1] мы находим множество ошибочных утверждений, никак необоснованных указанным образом.
   2. Основная тема, освещаемая в книге "Инструкция..." декларируется в самом ее названии. Из этого названия вытекает, что после смерти человек еще может что-то сделать после отделения своей души от тела для того, чтобы как-то повлиять на свою участь, которая решается на частном суде. Это — очевидно предполагается, иначе нет смысла составлять подобные "инструкции". Так можно ли что-либо сделать самому для облегчения своей участи или даже и спасения после своей смерти? Посмотрим, что говорит по этому вопросу Вселенская Церковь, авторитет которой, согласно [2] для о. Даниила безусловен. В кн. "Православное исповедание" [4] в разделе "О вере" дается следующий вполне однозначный ответ по этому вопросу.
   "В изъяснении слова (22-й главы Матф.), связавше ему руце и нозе, то-есть деятельные силы души, (бл. Феофилакт) говорит: «в настоящем веке можно что-нибудь сделать и исполнить, но в будущем связываются все деятельныя силы души, и невозможно сделать ничего добраго в удовлетворение за грехи". И в объяснении 25-ой главы того же Евангелия "после отшествия от сей жизни не время каяться и делать". Сии слова показывают, что душа после смерти не может освободиться или покаяться и ничего произвести такого, что искупило бы ее от ада" (Отв. 64). Далее в том же ответе находим те средства и действия, которые только и могут принести какую-либо пользу душе умершего после его смерти. "Только Божественныя Литургии, молитвы и милостыни, которыя живыми приносятся за нее, весьма великую приносят ей пользу, и исхищают ее от уз ада". В ответе 66 читаем далее: "Если бы она (душа по смерти) могла что нибудь сделать в удовлетворение за грехи свои, то могла бы иметь часть и в таинстве покаяния. Но поелику сие противно православному учению... (Заметим, что общецерковный авторитет данного источника признается на страницах [1] вполне однозначно (с. 106), также как и в [2, с. 33].
   Таким образом, после смерти вообще и, проходя в частности через частный суд после смерти (мытарства), душа не может сделать ничего сама, чтобы как-либо облегчило ее участь — это утверждается в учении веры вполне определенно. Спасаться на мытарствах уже поздно. Мытарства — не более как форма частного суда над христианской душею. "И ожидает каждую христианскую душу, по исшествии ее из тела, нелицеприятный Суд Божий, как сказал святой апостол Павел: лежит человеком единою умрети, потом же суд" (Евр. 9:27).
Правосудие Божие совершает суд над христианскими душами, исшедшими из тел своих, посредством Ангелов, как святых, так и злобных. Первые, в течение земной жизни человека, замечают все его добрые дела, а вторые замечают все его законопреступления. Когда душа христианина начнет восходить к небу, руководимая святыми Ангелами, темные духи обличают ее неизглажденными покаянием грехами ее, как жертвами сатане, как залогами общения и одинаковой вечной участи с ним" [8].
   Что представляет собою мнение о том что, умерший может что-то еще сделать после смерти, для того чтобы избежать осуждения во аде или подняться в рай как можно выше, и поэтому надо изучать заранее то, что можно и нужно делать, получать инструкции — искажение одного из элементов веры. Проще говоря — это есть ничто иное, как ересь.
   Заметим, кстати, что на обложке упомянутой книги изображена картина совершенно не соответствующая ее названию. Изображена душа человека, несомая Ангелом, которую пытается похитить у него бес. И делать тут самому человеку нечего — все с ним делают помимо его воли — так и описывают посмертные состояния душ человеческих при прохождении мытарств святые Отцы (см. подробнее об этом "Слово о смерти" свт. Игнатия Брянчанинова [8]).
   В книге "Инструкция..." описываются в частности следующие делания по самоспасению души после смерти:

   1). Избегание греха во время прохождения мытарств при искушениях, поскольку, согласно [1], мытарства — ничто иное, как последнее искушение — "Мытарства — это последняя попытка искушений человека. Мытарства — это последняя попытка человека соблазнить и погубить" [1, с. 78]. Поэтому нужно принимать меры — не дать себя соблазнить — точно также, как и на земле. "Как говорил Феофан Затворник, человека, который привык к чревоугодничеству, бесы будут обманывать. Если душа вышла из тела, а человек привык жить для желудка, что она увидит? Феофан Затворник говорит, что она увидит роскошный стол, а там – черная икра, красная икра, балык, торты, вино и так далее. Что сделает душа? Куда ломанется? А тут-то ее и поймают, — сам пошел, понимаете? Отсюда все эти рассказы об астральных мирах, астральных блаженных обителях — это и есть описание тех самых ловушек сатаны, которые он ставит на загробном пути. То, что здесь описывают — это хорошо организованная реальность. Реальность ловушек, сделанных для отлова людей. И более того, я убежден, что даже мусульманский рай мусульмане видят. Понятно, да? Правда, они совершенно не рады, что туда попали. Люди обязательно попадаются в эти ловушки, все, кроме тех, кто исповедовался" [1, сс. 80-81]. При этом ни одного конкретного примера, подтверждающего факт возможности подобной борьбы с грехом или о "соблазнительном" характере мытарств — ни из Св. Писания, ни из Св. Предания в [1] не приводится. Приводится лишь вышеупомянутая безадресная ссылка на свт. Феофана Затворника о том, что он яко бы придерживался этой точки зрения.
   Следует заметить, что во множестве святоотеческих описаний мытарств ничего подобного искушениям — то есть таким ситуациям, при которых испытывается свобода человека, создаются демонами провокации человека на грех и т.п. — найти не удается — см. в частности подборку святоотеческих цитат в [8]. Если бы действия по сохранению себя от греховных действий были бы актуальны для человека после смерти — то вне всякого сомнения они были бы подробнейшим образом описаны св. отцами, но их нет как нет. Зато о них много говорится в [1]. В частности утверждается, как мы видели, что даже мусульмане подвергаются на мытарствах такого рода искушениям — попадают в место чувственных искушений, их знаменитый чувственный рай со множеством гурий и т.д., где их и ловят демоны впоследствии, так сказать с поличным, на грехе. Заметим, что взгляд на посмертную судьбу магометан в Православии совершенно иной. "Еще и то знай, что этим путем (через мытарства) восходят и подвергаются на нем истязанию только просвещенные святою христианскою верою и омовенные Святым Крещением. Не приходят сюда идолослужители, магометане и все чуждые Бога: они, будучи еще живы телом, уже мертвы и погребены во ад душою. Когда они умирают, тотчас, без всякого испытания, демоны берут их, как часть, себе принадлежащую, и низводят в геенскую пропасть" — откровение Ангела бл. Феодоре [8].

   2). Защита от демонов — аналогичная защите на земле — при помощи крестного знамения в частности. "Когда вы попали в Рай, надо помнить, как описываются мытарства. Святая Перпетуя, видела мытарства в таком виде: стоит золотая лестница от земли до неба, но она страшная, по бокам этой лестницы — ножи, а нижней ступеньки нет. Вместо нижней ступеньки там беснуется дракон. И она увидела, что ее сокамерник Сатир первым подошел к этой лестнице и поставил на драконе таинственный знак. Какой? Крест, конечно же. Дракон сразу же успокоился и замолчал. Сатир встал на него и пошел дальше по лестнице, но он смотрел только вверх". Здесь же описываются и правила "техники безопасности" при восхождении вверх по мытарствам. Продолжаем цитировать: "Почему именно ножи? Тот, кто смотрит по бокам режется, поэтому во время мытарств надо смотреть только вверх. Потом и она за ним пошла, сделала тайный знак на драконе, пошла вверх и затем вошла в Рай".
   Заметим сразу, что относительно точно вышеизложенное описание фрагмента жития св. мц. Перпетуи, соответствует не прохождению ею мытарств, а является изложением ее пророческого сонного видения, показывавшего ей ее близкую мученическую кончину (см. подробнее 9). Никаких иных подтверждений, взятых из Св. Писания или Св. Предания, в пользу идеи о возможности самостоятельной защиты души от демонических воздействий или иных вредностей при восхождении ее по мытарствам, не приведено.
   Человек должен адекватно вести себя по отношению к бесам, и не дай Господи перепутать Ангела и беса, который тоже оказывается может являться и после смерти под видом Ангела света. Нужно оказывается и после смерти держать ухо в остро иначе при неадекватных действиях души могут быть крупные неприятности. "Часто бывает, когда люди поднимаются по мытарствам, их сатана пытается обмануть. Каким образом? Он является в виде ангела света, пытается притвориться добрым ангелом. Поэтому, когда вы увидите ангела-хранителя, прежде всего скажите: "А ну-ка, прославь Иисуса Христа и перекрестись" ...Вот вы умерли, увидели святого ангела, и сразу же нужно обязательно напрямую сказать: "Ты кто? Иисуса Христа прославляешь?" Вопрос, чтоб обязательно с допросом провели. А то попадетесь еще не в те лапы. Это крайне опасная штука, с такими вещами не играют" [1, сс. 91-92]. Ни одной ссылки на Св. Писание или Св. Предание о возможности самостоятельного спасения от "не тех лап" после смерти не приводится. Заметим, что если можно попасть "не в те лапы", то можно стало быть попасть и в "те" — т.е. подразумеваются лапы ( страшно подумать!) Ангелов, что-ли? Ведь там либо Ангелы, либо бесы.

   3). Согласно тексту [1] большое значение имеет для умершего человека молитва, которую совершает он сам уже после смерти. "Когда обычно в последний раз человек на землю приходит? Когда его погребают. Поэтому всякие заочные отпевания – вещь крайне ненормальная. Понимаете? Человеку надо, чтобы тело, освященное Святыми Тайнами, было в храме Божием, чтобы он мог последний раз помолиться". [1, с. 72]. Никаких подтверждений этой идеи не приводится.

   4). После смерти, оказывается, часто дается три дня отпуска, во время которых рекомендуется новопреставленным совершать душеполезные паломнические полеты по святым местам — в первую очередь в Святый Град Иерусалим. "Итак, мой совет: выходить с молитвой. Если хотите немножко побыть на земле, если вас так все-таки к ней тянет, то сходите в храм. Помните, что для вас появляется великолепная возможность: вы можете попасть в любой храм планеты Земля, попасть в любое святое место. Поэтому, конечно, нормальный христианин, все–таки, если захочет, может попасть или к Голгофе, или к Гробу Господню, чтоб поклониться перед тем, как покинуть эту землю." [1, сс. 71-72]. Никаких подтверждающих ссылок на возможности такого рода действий не приводится.

   5). Есть в книге [1] и своеобразное учение о Таинстве Елеосвящения (Соборования). Вот оно — стр. 83. "В каком смысле грехи отпускаются? Последствия грехов — это болезни. Последствие, наказание за грех снимается Соборованием, но сам грех снимается только покаянием. В Священном Писании и у отцов Церкви ни слова не сказано про прощение грехов на Соборовании". Для сравнения посмотрим, что учит об этом Таинстве Вселенская Церковь. В разделе "О вере" "Православного исповедания" [4] читаем: "Вопр. 117 ... Отв. Е л е о с в я щ е н и е. Оно установлено Христом... Впоследствии вся Церковь приняла в обыкновение помазание елеем, как видно из послания святого Иакова, где говорит: Болит ли кто в вас? Да призовет пресвитеры церковныя, и да молитву сотворят над ним, помазавше его елеем во имя Господне. И молитва веры спасет болящаго, и воздвигнет его Господь: и аще грехи сотворил есть, отпустятся ему (5, 14 и 15). Вопр. 119. Каковы плоды сего таинства? Отв. Пользу и плоды, которые происходят от сего таинства, показывает Апостол Иаков, - они суть: прощение грехов или спасение души, и здравие тела" [4].

   Таким образом, противоречие с учением о вере Православной Церкви — налицо, также как и противоречие с текстом Св. Писания. Автору этих строк особенно странно было видеть изложенное в [1] вышеприведенное учение о Таинстве Елеосвящения, поскольку он лично в 2007 году принимал из рук о. Даниила Таинство Елеосвящения и слышал при этом из его же уст текст особой разрешительной молитвы, читаемой во время совершения этого Таинства. Снова получается, что высказанное в тексте [1] мнение является еретическим — налицо хула на Таинство Церкви, хула на действие Св. Духа...
   Согласно учению Православной веры, адские страдания, постигающие душу, попадающую в ад после смерти, являются, будучи предначатиями страданий после Страшного суда, являются наказаниями за грехи. "...Место, в которое нисходят души, отшедших отсюда во гневе Божием и отверженных людей, есть место осуждения и гнева Божия. Должно каждому знать и то, что души праведных, хотя и находятся на небесах, не смотря на то, до последнего суда не получают совершенной награды; равно и души осужденных не терпят совершенного наказания" [4, ч. 1 ("О вере") — отв. 68]. "Послание Патриархов Восточно-Кафолическия Церкви о Православной вере", также являющееся эталонным источником вероучительных истин, также говорит нам о наказательном характере мучений по крайней мере многих из адских узников. "Души людей, впадших в смертные грехи, и при смерти не отчаявшихся, но еще раз до разлучения с настоящею жизнью покаявшихся, только не успевших принести никаких плодов покаяния, - (каковы: молитвы, слезы, коленопреклонения при молитвенных бдениях, сокрушения, утешение бедных и выражение в поступках любви к Богу и ближним, — что все Кафолическая Церковь с самого начала признает Богоугодным и благопотребным), — души таких людей нисходят во ад и терпят за учиненные ими грехи наказания, не лишаясь, впрочем, облегчения от них" [10].
   Ад — согласно тексту [1] не есть место наказания. "И вот, согласно слову Божию, ад, который появился в результате мятежа первых людей, это темница душ, как говорит апостол Петр. Как бы КПЗ (камера предварительного заключения) но не место мучения, не место наказания, а место, где души находятся как бы в вековечном сне, как говорит Библия" [1, с. 7]. "А мука у него (человека, попавшего по смерти в ад) есть, но мука не будущего наказания, а мука неудовлетворенных желаний" [1, с. 89]. "Если человек не искал при жизни Бога, то ему незачем хотеть покинуть ад, потому что после смерти нет покаяния" [1, с. 10]2. "— А до Пришествия, в аду состояние человека какое? Вот это вот уныние и...— И предожидание будущего мучения. Конечно, неприятный контакт с бесами. Ничего хорошего в этом общении нет". [1, с. 106]. В отличие от этого, согласно учению св. отцов — адское мучение, постигающее человека после смерти, описывается как превосходящее по своей силе все земные страдания, а видение бесов страшнее смерти [см. подробнее 8]. Таким образом, мнение, изложенное в [1] об адских муках — еще одно еретическое мнение, противоречащее учению Православия.

  2 Обращаем внимание читателя, что это не наши ошибки — так дословно сказано в [1] и это — далеко не единственная абракадабра, присутствующая в этом издании.

   Мы перечислили лишь те мнения, которые на наш взгляд являются очевидными искажениями постулатов веры, принятых в Православии — т.е. являются ересями. Помимо этого в книге присутствует и целый ряд других очевиднейших богословских ошибок — наличествует множество высказываний, противоречащих Св. Писанию и Св. Преданию. Что все это значит, а также наличие в книге массы логических противоречий, мыслей явно богохульных и просто странных и нелепых мыслей и высказываний — пусть этим вопросом занимаются те, кому положено. Мы же ограничимся повторением того, что высказано в обеих рассмотренных нами книгах — о том, что ересь есть грех смертный, не смываемый даже мученической кровью [1, сс. 32-33] и [2, с. 24, 27]. И мысль эта принадлежит учению св. отцов Православия3 и безусловно верная.
   В заключение напомним читателю о том, что о. Даниил Сысоев в течение своей краткой жизни написал целый ряд книг и статей, содержание которых имеет важное позитивное значение для Православия4 и вышеупомянутый нами странный трактат [1], по нашему мнению, не может ни коим образом затмить то многое доброе, что привнес этот пастырь в жизнь нашей Церкви.

  3 "Ересь и раскол содержат в себе, сверх того, хулу на Святого Духа, которая есть смертный грех, непрощаемый Богом человеку ни в сей век, ни в будущий, если человек пребудет в этом грехе. Самая кровь мученическая не может очистить этого греха, по учению святого Иоанна Златоустого. Очищается этот грех только тем, когда человек отречется от своей ереси, оставит раскол и присоединится к святой Церкви" — писал свт. Игнатий Брянчанинов [11, гл.51].
  4 См., например, [12,13] и др.

Литература.

1. Даниил Сысоев. "Инструкция для бессмертных или что делать, если Вы все-таки умерли...М., 2009.
2. Колчуринский Н. (под ред. Иер. Даниила Сысоева). "О зле раскола в Церкви". Владимир, 2009.
3. Святитель Филарет, митрополит Московский и Коломенский. "Пространный христианский катехизис Православныя Кафолическия Восточныя Церкви". М., 1911.
4. "Православное исповедание Кафолической и Апостольской Церкви Восточной", М., 1900.
5. Память святого Анастасия Синаита, патриарха Антиохийского. "Жития святых... по руководству Четьих-Миней святителя Димитрия Ростовского". М., 1994. (20 мая).
6. Святитель Феофан Затворник. "О Православии с предостережениями от погрешений против него". М., 1902.
7. Святитель Игнатий Брянчанинов. "Письма к мирянам", п. 30, "Сочинения". СПб., 1905, т. 4.
8. Святитель Игнатий Брянчанинов. "Слово о смерти". "Сочинения". СПб., 1886, т. 3.
9. Память святой мученицы Перпетуи... Жития святых... по руководству Четьих-Миней святителя Димитрия Ростовского". М., 1994 (14 февраля).
10. Послание Патриархов Восточно-Кафолическия Церкви о Православной вере. "Догматические послания Православных иерархов...". Сергиев посад. Троице-Сергиева Лавра, 1995.
11. Святитель Игнатий Брянчанинов. "Аскетическая проповедь", "Сочинения". СПб., 1905, т. 4.
12. Даниил Сысоев. "Кто как Бог?", М., 2003.
13. Даниил Сысоев. "Прогулка протестанта по православному храму", М., 2003.

К. ОВЦИНСКИЙ

крест