Православие на земле Судогодской карта сайта послать письмо
главная
храмы
за Христа пострадавшие
Святые
публикации
воспоминания
новости
в гостях у батюшки
воскресная школа
ваша помощь и милосердие
фотоальбом
Судогодское благочиние

Спас-Беседский приход, храм Преображения Господня.

Погост Спас-Беседы, расположенный на реке Войминге, находится в 5 км. от Судогды и в 36 км от Владимира.

Предание связывает основание погоста со временем возвращения царя Ивана Васильевича из-под Казани. Действительно, войска могли возвращаться вдоль рек р. Судогды до Клязьмы. Первоначальная церковь 16 века была построена на левом берегу р. Войминги, вблизи Муромской дороги, где, по преданию, отдыхала царская дружина. Но построенная церковь в начале 17 века почему-то запустела и в патриарших книгах до 1635 года значилась в числе церковных пустовых земель. Не исключено, что это могло быть связано с грабежами и близостью Муромского тракта.

В 1635 году была построена новая деревянная церковь, но на другом берегу реки и в стороне от большой дороги. Также, как и предыдущая церковь, она была освящена во имя Преображения Господня. До последнего времени от старого места расположения церкви сохранялись следы бывшего кладбища. В 1715 году в погосте была построена еще одна церковь в честь Казанской Божией Матери. А в 1808 году вместо двух деревянных церквей был построен один каменный храм с колокольней. Престолов в этом храме три: главный - во имя Преображения Господня, а теплой части - в честь Казанской Божией Матери и преподобного Сергия Радонежского.

Спас Нерукотворный Храм в Спас-Беседе после революции не закрывался. В нем нашли прибежище ряд икон из закрываемых или разрушенных в округе храмов. Так храмовая икона мч. Мины с житием была передана православными в храм Преображения Господня при ликвидации городского собора и сохранилась до наших дней. Образ св. царицы Александры из храма усадьбы Храповицкого прошел такой же путь своего спасения и ныне украшает открывшийся храм мц. Александры. Нерукотворный образ Спасителя был принесен из часовни, когда-то расположенной в Лухтонове, которую разобрали в связи со строительством дороги. Утварью, святыми иконами и богослужебными книгами церковь была снабжена достаточно. Храмовые иконы Преображения Господня и преп. Сергия Радонежского в житии были украшены серебряными позолоченными ризами.

Приход состоял из деревень: Лобанова* (3 км.), Пеньков* (6 км.), Горок* (7 км.), Овцына* (3 км.), Соймы* (7 км.), Хохлачей* (6 км.), Кощухина* (7 км.). Во всех этих деревнях по клировым ведомостям числилось 906 человек муж. и 971 жен. пола. В погосте Спас-Беседы с 1892 года была церковно- приходская школа. В ней обучалось 22 ученика.

Не позднее начала 1944 г. верующие начинают ходатайствовать перед Судогодским райисполкомом об открытии храма. Сначала им отказывают, ссылаясь на отсутствие священника. Тогда верующие просят у Патриарха Сергия (Страгородского) прислать им священника. Перед праздником Благовещения к ним перемещают из с. Халтурка Собинского района священника Алексия Миролюбова. Верующим этот священник был известен, репрессиям он не подвергался.

Но местные власти на протяжении более месяца не открывают храм, из-за чего верующие лишились праздников Благовещения, Вербного Воскресения и Пасхи. В апреле верующие из д. Овцыно пишут жалобу на происходящее Патриарху. 16 и 26 мая верующие д. Лобаново и Хохлачи пишут жалобы в Ивановский облисполком, в это же время была передана с ходоками в облисполком еще как минимум одна жалоба. В них верующие указывали, что в Судогодском районе нет ни одной действующей церкви, из-за чего им приходится ходить на службы за 40 км во Владимир, дети остаются некрещеными, а умерших хоронят без отпевания. Во всех письмах верующие неизменно связывали необходимость открытия храма с потребностью поиска утешения в храме от тягот войны (ГАИО. Ф. Р-2953. Оп. 1. Д. 289. Л. 5-10).

Облисполком перенаправил жалобу верующих в райисполком. 8 августа 1944 г. последний написал, что открытие храма нецелесообразно, т.к. недавно открыта церковь в с. Ликино Судогодского района, до которого от указанного села 15 км, кроме того, церковь в Спас-Беседы требует ремонта. Прилагавшееся техническое заключение от 20 апреля 1944 г. гласило:

«По внутреннему и наружному осмотру стен трещин не имеется, в самом помещении церкви имеются следующие недостатки, которые требуют восстановления: 1. Калориферное отопление в плохом состоянии разрушения, требует восстановления или же взамен такового сложить две голландские печи в соответствии коэффициента выделения тепла на общую кубатуру помещения церкви и сложить к печам отдельные отставные трубы в 2 дыма. 2. Произвести частичное оштукатуривание стен. 3. Произвести капитальный ремонт рам частично. 4. Произвести частичное застекливание рам ввиду сквозного ветра через помещения церкви. 5. Произвести укрепление крыши зонта над выходом и дверями в церковь ввиду опасности его обвала. 6. Произвести частичный ремонт железной крыши. 7. Сделать между каменными столбами деревянную решетку 3-х сторон ограды взамен пришедшей в ветхость». Ивановский облисполком поддержал позицию Судогодского райисполкома (ГАИО. Ф. Р-2953. Оп. 1. Д. 289. Л. 1-4).

Верующие не опустили руки. В 1945 г. (когда уже была создана Владимирская область) они 2 раза писали заявления об открытии церкви и 14 раз лично посещали уполномоченного Совета по делам РПЦ при СНК СССР (Зин Н.В. Деятельность Владимирской епархии по открытию приходов в 1943-1953 гг. // Записки Владимирских краеведов. Владимир: Транзит-ИКС, 2010; с. 120. ). 16 декабря 1946 г. Владимирский облисполком дал положительное заключение по вопросу открытия храма, 24 декабря его утвердил СНК СССР (ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 2. Д. 21. Л. 133). По данным на июль 1947 г. церковь действует, на учете памятников Облотдела по делам архитектуры не состоит (ГАВО. Ф. Р-3789. Оп. 1. Д. 76. Л. 92). В 1953 г. реставрировались настенные росписи, позолота иконостасов и киотов, в 1976 г. – росписи в теплых приделах. В церкви сохранились некоторые иконы из разрушенных и закрытых храмов, некоторые из которых в 90-х и нулевых годах были переданы вновь открывающимся храмам района.

В деревне Лобаново была каменная часовня, уничтоженная в советское время. В деревне почитались святые мученики Флор и Лавр. В настоящее время на средства жителя Мурманска Крупнова И. В. построена деревянная часовня. Она освящена в память мучеников Флора и Лавра архиепископом Владимирским и Суздальским Евлогием 23 августа 2003 года.

В деревне Овцыно, приписанной к Свято-Преображенскому приходу, в 2010 году был заложен фундамент под часовню, а в феврале 2014 года на маковку уже построенной каменной часовни воздвигнут крест. Главным попечителем строительства часовни является прот. Евгений Липатов, бывший настоятель Свято-Преображенского храма.

-----------------------------------------
* По исповедальным книгам храма в Спас-Беседах в 60-е годы 19 века владельцами деревень были:
в Лобанаве - князья А. С. и П. А. Курцевичи (в это время там было их имение). Затем деревня была куплена М. К. Фон-Цеймером.
В Пеньках (Никольское) - С. Б. Аляев, затем его племянники. (В Пеньках также была усадьба помещиков).
В Горках - после П. П. Владыкиной деревня принадлежала помещику Н.В.Роговскому (при Владыкиной Горки назывались сельцом).
В Овцыно - князья Мещерские, Ольга Петровна по жен. линии была родственницей Хоненевых.
В Сойме - одновременно было много владельцев, но все они были одной фамилии - Языковы.
В Хохлачах - А. А. и Н. С. Хоненевы, а затем Е. И. Преображенская.
В Кощухине - одно время А. А. Хоненев, а потом - Е. А. Дубенская и наконец М. К. Фон-Цеймер.


крест