Православие на земле Судогодской карта сайта послать письмо
главная
храмы
за Христа пострадавшие
Святые
публикации
воспоминания
новости
в гостях у батюшки
воскресная школа
ваша помощь и милосердие
фотоальбом
публикации

    БОГОСЛУЖЕНИЯ В ДЕНЬ СВЯТОЙ ПАСХИ

    Праздник Воскресения Христова называется Пасхою (от еврейского слова pesach, что значит проходить мимо), по имени ветхозаветного праздника, установленного в память избавления евреев от египетского рабства. В Новозаветной Церкви, смысл этого «мимохождения» получил иной смысл тем, что Сам Сын Божий, чрез воскресение из мертвых, перешел от мира сего к Отцу Небесному, от земли на небо, освободив нас от вечной смерти и «работы вражия» и даровав нам «область чадом Божиим быти» (Иоанн. 1, 12). Поэтому, пасхальные богослужения наполнены динамикой движения (Крестный ход, переход от постных аскетических песнопений, звона колоколов, священнических облачений - к радостным, ликующим, более ярким тонам и звукам).
    Торжественное праздничное богослужение предваряется полунощницей, на которой поется и читается канон великой субботы «Волною морскою». Трогательное содержание этого молитвословия живописует распятого и погребенного Христа (камень, печать на гробе, стерегущих воинов…), но при этом, уже звучит победная мысль о невозможности смерти «Создателя жизни». В завершении этого богослужения тихо с благоговением священниками со средины храма в алтарь уносится плащаница – плат (икона) с изображением лежащего (погребенного) Христа.
    Одним из самых любимых видов богослужения как у церковных, так и у маловоцерковленных людей является Крестный ход. Начинается он каждением алтаря и выходом из храма при тихом пении священниками «Воскресение Твое, Христе Спасе, ангели поют на небесех и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити». По разъяснению Святителя Филарета московского «Ангелы узнали и прославили Воскресение Христово прежде человек… Верою, а не видением знаем мы сей торжественный крестный ход Церкви небесной; и чтобы наше знание о нем было не слишком темно, и образовательное подражание оному в Церкви земной не слишком мертво, для сего имеем нужду просить от Христа Бога благодати и чистого сердца…». Это священнодействие также прообразует и воспоминает хождение жен-мироносиц ко гробу Спасителя. Крестный ход завершается остановкой перед закрытыми входными дверями храма, что прообразует затворенный камнем гроб Спасителя.
    С возгласа священника «Слава святей, единосущней, животворящей и нераздельней Троице» начинается праздничная утреня. Пение тропаря «Христос воскресе» свершается также вне храма, т. к. Мироносицы и Апостолы получили первую весть о воскресении Господа перед дверьми Его гроба. По входе в церковь произносится ектения (прошение): «Миром Господу помолимся», побуждающая верующих к соединению частных молитв в одну общую. А затем поется праздничный пасхальный канон. Это глубоко содержательное песнопение вводит наше сознание в дух и смысл самого праздника Воскресения Христова, заставляет нас всесторонне пережить душою и понять это событие, обрисовывая и изъясняя в самых ярких и выразительных картинах то значение, которое оно имеет для нас и для нашего спасения. Поэтому и прискорбно в этот момент видеть скучающего человека, не сумевшего покаянием приготовить свою душу Великим постом к восприятию Пасхи. Во время пения канона священник несколько раз выходит на каждение храма в переменном облачении в знаменовании неоднократных явлений Господа по воскресении. При этом произносимые приветствия: «Христос воскресе!», «Воистину воскресе!» выражают со стороны одного радостное исповедывание христианской веры, со стороны другого встречают подтверждение того же несомненного упования спасения жизни вечной. По словам Святителя Филарета, эти возглашения «должны быть одушевлены живою верою и любовью ко Христу, Спасителю нашему; сопровождающия эти возглашения, наши братские лобзания должны быть выражением истинной радости о нашем спасении, символом чудодейственного упразднения всякой вражды и разделения, излиянием сердечных чувств любви и расположения друг ко другу».
    После канона поется: «Всякое дыхание да хвалит Господа» и стихиры на «хвалите»; за ними поются с припевами: «Да воскреснет Бог» стихиры Пасхи: «Пасха священная нам днесь показася». В стихирах призывается: «Друг друга обымем, рцем, братие» ненавидящих простить, братски обнять во имя Воскресения Христа, поправшего смерть.
    По прочтении поучения св. Иоанна Златоустого произносятся заключительные прошения (ектении «просительная» и «сугубая») утреннего богослужения.     Во время пения пасхальных часов священник в алтаре свершает проскомидию (приготовление богослужебных просфор и вина к свершению над ними на литургии Таинства пресуществления в Тело и Кровь Христову). После чего возглашением «Благословенно Царство Отца и Сына и Святаго Духа ныне и присно и во веки веков», начинается ЛИТУРГИЯ.
    Хотя литургия в своем основании установленное Самим Господом священнодействие, которое менее всего может подвергаться изменениям, но Пасха и на нее налагает печать нарочитого праздничного торжества. Также как и на утрени изменено начало литургии. Священник, держа в левой руке крест с трикирием (трехсвечником) и в правой - с кадилом поет «Христос воскресе» с пасхальными стихами. Далее следует великая ектения и особые праздничные антифоны. Вместо «Трисвятого» поется: «Елицы во Христа» и торжественно читается Евангелие.
К особенностям Богослужения дня Пасхи и всей Светлой седмицы (до следующего воскресения) Царские врата в алтарь остаются открытыми в ознаменовании того, что Воскресением Христовым для верующих открыты врата Царствия Небесного.
    Оканчивая литургию, священник читает молитву на освящение артоса – специально приготовленного хлеба с изображенным крестом или иконой воскресения Христова. В этой молитве священник просит благословить и освятить артос, а причащающихся и лобызающих его сотворить причастниками небесного благословения.
    В день Пасхи освящаются яйца, сыр и творог, которые с этого момента дозволяется вкушать. Иногда приносят для освящения домашний сладкий хлеб – куличи, как бы домашний артос. Существует древний обычай: во время Пасхи при взаимных приветствиях дарить друг другу красные яйца. Этот обычай происходит от Марии Магдалины, которая, придя к императору Тиверию, принесла ему в дар красное яйцо со словами: «Христос воскресе» и начала проповедывать о воскресении Христовом. Вообще, яйцо есть символ жизни. В данном случае яйцо служит для нас символом воскресения Иисуса Христа. Подобно тому, как из яйца, из-под мертвой его скорлупы, рождается жизнь, которая была совершенно сокрыта, - и Христос, лежавший во гробе, как мертвец, восстал из этого жилища смерти и тления.

Христос Воскресе !

крест