Православие на земле Судогодской карта сайта послать письмо
главная
храмы
за Христа пострадавшие
Святые
публикации
воспоминания
новости
в гостях у батюшки
воскресная школа
ваша помощь и милосердие
фотоальбом
публикации

Причащаться - часто или редко?

Кого же из них нам похвалить? Тех ли, которые однажды причащаются, или тех, кто часто, или тех, кто редко? Ни тех, которые однажды, ни тех, которые часто, ни тех, которые редко, а тех, которые причащаются с чистою совестью, с чистым сердцем, с неукоризненной жизнью. Таковые пусть всегда приступают; кто же не таковы, пусть не приступают и раза, так как они принимают себе суд и осуждение.

Свт. Иоанн Златоуст

Достойно причащающийся вкушает жизнь, а причащающийся недостойно вкушает смерть.

Свт. Феофан Затворник

Несоответственно и даже в каком-то смысле неприлично был бы мне, чтецу, катихизатору и миссионеру браться за написание статьи, тема которой имеет прямое отношение к современному пастырскому руководству пасомыми. Однако, неоднократные просьбы со стороны священства попытаться осветить этот вопрос с точки зрения святоотеческого учения убедили меня высказаться на тему, совершенно не соответствующую моей компетенции и статусу. Свое убогое слово попытаюсь высказать, опираясь на творения Св.Отцов и на свой скудный опыт прихожанина нескольких московских храмов и некоторых сельских. Итак, вопрос о том, часто или редко можно и нужно причащаться мирянам Св.Христовых Таин? И какова мера подготовки необходима для достойного, т.е. действительно полезного - во «исцеление души и тела» Причащения? [1]

Общецерковное учение о частоте Причащения и подготовке к нему

Для выяснения наших вопросов обратимся к тексту катихизиса Свт.Филарета Московского – «Постранного христианского катихихизиса Православныя Кафолическия Церкви восточной» – символической книги русской Православной Церкви [2] (далее обозначаем, как ПХК). Напомним о ее статусе.

Книга Свт.Филарета есть книга, написанная прославленным угодником Божиим. На нее, как на безусловно авторитетнейший источник, ссылался Свт.Феофан Затворник [3]. Свт.Феофан в частности в книге "О Православии с предостережениями от погрешений против него" [3, проп.11] высказывал мысль о том, что мирянин может, опираясь только на эту книгу, решать любой вопрос своей духовной жизни. На это сочинение Свт.Филарета, как на авторитетнейшее, ссылался и преп. Амвросий, старец Оптинский [4, ч.1, письмо 89]. Аналогичного мнения придерживались и преподобные Оптинские старцы Варсонофий и Никон*. Таким образом, мы видим совершенно очевидное свидетельство нескольких прославленных угодников Божиих (как мы говорим нескольких святых Отцов) об этой книге, а такое согласное свидетельство есть выражение церковного Священного Предания, есть голос Святой Церкви**.

* Так писал о Катихизисе Свт. Филарета преп. старец Никон Оптинский, ссылаясь на мнение другого преп. Оптинского старца – Варсонофия. «Эти дни я неоднократно вспоминал батюшку Варсонофия. Мне вспоминались его слова, его наставление, данное мне однажды, а может быть, и не однажды. Он говорил мне: «Апостол завещавает: « Испытывайте себя, в вере ли вы» (2 Кор. 13,5), - и продолжал: - Смотрите, что говорит тот же апостол: «Течение скончах, веру соблюдох, а теперь мне уже готовится венец» (Тим. 4,7-8). Да, великое – сохранить, соблюсти веру, Поэтому и я вам говорю: испытывайте себя, в вере ли вы. Если сохраните веру, можно иметь благонадежие в своей участи». … И заповедал мне дивный старец проверять себя время от времени в истинах веры православной, чтобы не уклониться от них незаметно для себя. Советовал, между прочим, прочитывать православный катихизис митрополита Филарета и познакомиться с «Исповеданием православной веры восточных патриархов». Ныне, когда поколебались устои Православной Российской Церкви, я вижу, как драгоценны наставления старца. Теперь как будто пришло время испытания, в вере ли мы. Ведь надо знать и то, что веру соблюсти может тот, кто горячо и искренно верит, кому Бог дороже всего, а это последнее может быть только у того, кто хранит себя от всякого греха, кто хранит свою нравственность». (Письмо преп.Никона к своей матери, 29 ноября 1922г. «Литературная учеба», NN5-6, 1992).

** Здесь сразу следует подчеркнуть, что любым православным христианином всякие измышления, противоречащие Св.Преданию, должны быть строго отвергнуты. Так требует от нас Св.Писание и Св.Предание – это заповедь Божия. Об этом мы так читаем у Св.Апостола Павла: "Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема. Кто благовествует вам не то, что вы приняли, да будет анафема" (Гал.1,8-9). "Благовествует" в данном месте следует, согласно с толкованиями Св.Отцов, понимать в широком значении - в смысле "проповедует" (86), (90). Слово анафема при переводе с греческого дословно означает: «да будет отвергнуто».

На наши два вопроса в ПХК даются два прямых ответа.

«Вопрос. Часто ли должно причащаться Святых Таин?
  Ответ. Древние Христиане причащались в каждый Воскресный день: но из нынешних немногие имеют такую чистоту жизни, чтобы всегда быть готовыми приступить к столь великому Таинству. Церковь матерним голосом завещавает исповедываться пред духовным отцем и причащаться Тела и Крови Христовы, ревнующим о благоговейном житии, четырежды в год, или и каждый месяц, а всем непременно однажды в год. (См. Православ. Исповед. ч.1, вопр.90)» [2]

Для начала укажем на то, что общецерковная установка о частоте Причащения сводится лишь к требованию о минимуме частоты Причащения. Принципиального запрета на более частое Причащения нет. (Свт.Феофан, комментирую это правило, писал: «Этим не стесняется усердие говеть чаще и даже непрестанно; равно как не налагается, как иго, на не могущих, по обстоятельствам своим, исполнить этого») [7]. Но при этом для частого успешного Причащения в ПХК констатируется необходимость чистоты жизни. Примерами такого образа жизни, современными написанию ПХК, могут быть Свт. Игнатий Брянчанинов, который, будучи еще мирянином (юнкером), причащался каждый воскресный день [8]; Св.прав Иоанн Кронштадский, причащавшийся во время предсмертного недуга ежедневно [9]. Соответствует ли предостережение ПХК, высказанное в XIX веке, о неготовности большинства прихожан к такому частому Причащению, современной ситуации - это вопрос и вопрос пастырской практики на конкретном приходе. К этому вопросу вернемся в следующем разделе.

Текст ПХК говорит и о необходимом условии достойного принятия Св.Христовых Таин - это покаяние; пост и молитва признаются как способствующие покаянию, но не как абсолютно необходимые условия Причащения. Таинство Покаяния также не требуется в качестве абсолютно необходимого условия, но покаяние как таковое всегда необходимо.

"Вопрос. Что требуется от каждого в особенности, желающаго приступить к Таинству Причащения?
  Ответ. Он должен испытать пред Богом свою совесть и очистить ее покаянием во грехах, чему способствуют пост и молитва". Если ж кто-либо стал нас увещевать причаститься без покаяния – да будет анафема (см. прим.2) .

Достойное и недостойное Причащение

Итак попытаемся выяснить вопрос, кто готов и кто нет к достойному и плодотворному принятию Св.Христовых Таин. И затем попытаемся оценить состояние современных прихожан в этом плане.

С этой целью рассмотрим ответ на этот вопрос, который дается Свт. Игнатием Брянчаниновым. Этот ответ соответствует общему святоотеческому учению на эту тему. Преп.Варсонофий Оптинский называл творения Свт.Игнатия «азбукой духовной жизни» (Преп.Никон Оптинский. Дневник 1907-1910гг.). В виду важности этого текста выделяем его жирным шрифтом.

«Достойное причащение святых тайн возможно только при постоянно благочестивой жизни или после решительного раскаяния в жизни греховной и решительного оставления ее, засвидетельствованного и запечатленного принесением покаяния по наставлению святой Церкви. Рассеянная, невнимательная жизнь, не озаренная и не руководимая словом Божиим, направленная по представлениям собственного разума, по влечениям грехолюбивых сердца и тела, оставляя человеку тщетное имя христианина, лишает его основательного богопознания и самопознания, лишает должного понятия о святых тайнах, лишает приличествующего приготовления пред принятием их, приличествующего настроения и состояния при принятии, необходимого хранения по принятии. Ядый и пияй недостойне суд себе яст и пиет, не разсуждая тела Господня (1Кор. 11:29), не давая ему должной цены, не приготовив сосуда своего к принятию величайшего, святейшего сокровища. Сокровище спасительнейшее есть вместе и сокровище самое страшное по неизреченной святыне своей. Не карал бы нас суд Божий, если б мы проводили внимательную жизнь по заповедям Христовым, тщательно исполняя их, тщательно врачуя упущения в исполнении покаянием.Аще быхом себе разсуждали, не быхом осуждена были (1Кор. 11:31). Легкомыслие и недостаточно добродетельную жизнь карает суд Божий, возбуждаемый недостойным принятием святых тайн, карает с милосердием, карает казнями во времени с целью спасения в вечности. Судимы же от Господа наказуемся, да не с миром осудимся (1Кор. 11:32). Исчисляя казни, которым коринфяне подвергались за недостойное причащение святых тайн при недостаточно богоугодной жизни, апостол говорит: сего ради, ради недовольно достойного причащения святым тайнам, в вас мнози немощни и недужни, и спят довольны (1Кор. 11:30), т.е. значительное число умирает» [10]

Разумеется, форм легкомыслия и недостаточности в добродетели может быть много. Здесь обратим внимание лишь на одну - на ту, на которую обращает внимание сам святитель: «Рассеянная, невнимательная жизнь, не озаренная и не руководимая словом Божиим, направленная по представлениям собственного разума, по влечениям грехолюбивых сердца и тела». Причащение человека такого образа жизни заканчивается, как мы видели, артритами, падаграми, глаукомами, диабетом и прочими подобными вплоть до летального исхода. Такое Причащение, разумеется, не должен одобрять ни один здравомыслящий пастырь. Соответствует ли жизнь современных христиан (сужу только по своим наблюдениям) в своей массе этому критерию? Является ли слово Божие тем мерилом, по которому измеряет свою жизнь православный, подклоняя свою голову под епитрахиль? Не будучи пастырям, на этот вопрос часто бывает трудно ответить, но нередко и очень легко.

Приведу только один пример, хотя мог бы привести и больше, но дежурные пороки современных прихожан, ими в пороки не вменяемые, и творимые вопреки явным заповедям Божиим, это не предмет данной статьи.

Тот, кто читает Евангелие, тот, кто знаком с учением о мытарствах, конечно же знает, что человек будет судим по заповедям, (не по батюшкиным «благословениям», отнюдь!) (Все «благословения», противоречащие Божиим заповедям, должны православным христианином категорически и смело отвергаться. Таково учение Cв.Писания и Св.Предания Православия).
Отвергающий Меня и не принимающий слов Моих имеет судью себе: слово, которое Я говорил, оно будет судить его в последний день (Иоан.12,48).
В равной степени за слово Божие мы признаем не только Евангелие, но и весь Новый Завет. Но, читает ли современный прихожанин Евангелие и весь Новый Завет, тот самый текст, в силу соответствия или несоответствия которому ему предстоит вечная жизнь и вечная смерть? А читая, живет ли, сличая свою жизнь с этим кодексом? Чтение, регулярное, необходимое чтение Нового Завета (со слуха во время богослужения воспринимают славянский текст Писания очень немногие) среди сельских часто оказывается редкостью. Более того, тех, кто регулярно читает Новый Завет, и пытается им руководствоваться, принято подозревать в баптизме.
В Москве дело обстоит лучше, но только с Евангельским текстом - чтение Апостольских Посланий то же не часто встречается (наблюдение знакомого мне московского протоиерея).

В первой половине далеких 80-х прошлого века, когда автор этих строк только начинал делать первые шаги в Храме, в московских православных кругах было немыслимо, воспринималось как ЧП, появление молодой православной женщины (тем паче в храме) в серьгах, перстнях и т.п. По очень простой причине – по причине очевидного противоречия слову Божию. Да будет украшением вашим (жен) не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной [красоте] кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом (I Петр.3,3-4).

Увы, в современном храме (по моим наблюдениям) редко можно видеть молодую женщину без подобных, осуждаемых Св.Писанием, украшений. И подходят так под епитрахиль и «благополучно» отходят, а потом – к Чаше, с тем, чтобы в том же виде появиться в следующее воскресение. Ясно, что такая особа либо не читала Св.Писания, либо, читая, вменяет его в мусор, либо «батюшка благословил». Что следует за Причащением в таком состоянии души? Артриты, глаукомы, падагры, диабет и прочие подобные, вплоть до летального исхода, а может быть и нечто худшее - см. далее.

Все «благословения», противоречащие Божиим заповедям, должны православным христианином категорически и смело отвергаться. Таково учение Cв.Писания и Св.Предания Православия.

"Вопрос. Как должно поступить, если бы случилось, что ... начальники потребовали бы чего либо противнаго вере или закону Божию?
  Ответ. Тогда должно сказать им, как сказали Апостолы начальникам иудейским: аще праведно есть пред Богом вас послушати паче, нежели Бога, судите. И должно претерпеть за веру и закон Божий все, что бы ни последовало. См.Деян.4,19 [2, "О пятой заповеди"].

См. подробный комментарий на эти слова Св.Писания Свт.Игнатия «Человеки будутъ судимы на суде Божием по евангельским заповедям» [11, гл.II].

Таким «ревнителям» Православия полезно прочитать статью Свт.Тихона Задонского «О слове Божием» в его кн. «Об истинном христианстве».

Продолжим цитировать Свт.Игнатия:

«Иное значение имеет недостойное причащение святых тайн при произвольно и намеренно греховной жизни, при впадении в смертные грехи, при неверии и при зловерии. Причащающиеся в таком состоянии совершают преступление, навлекающее казни уже не исправительные, казни решительные, навлекающее вечную муку (Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение Православной веры). Преступление это равно преступлению, которое совершили убийцы Богочеловека (Святой Иоанн Златоуст. Нравоучение 46-е в беседах на Иоанна; Точное изложение Православной веры), осыпавшие Его поруганиями, ударявшие по ланитам, покрывавшие заплеваниями Его лице, истерзавшие тело Его жестоким биением, гвоздями, распятием. Иже аще яст, сказал великий Павел, хлеб сей, или пиет чашу Господню недостойне, повинен будет телу и крови Господни (1Кор. 11:27). Страшно некое чаяние суда, и огня ревность поясти хотящаго сопротивныя. Отвергся кто закона Моисеева, без милосердия при двоих или триех свидетелях умирает: колико, мните, горшия сподобится муки, иже Сына Божия поправый, и кровь заветную скверну возмнив, еюже освятися, и Духа благодати укоривый (Евр. 10:28-29). Да искушает человек себе (1Кор. 11:28), да рассматривает себя, прежде нежели приступит к святым тайнам, — и, если он погряз в скверне греховной, да устранится страшного причащения, чтоб не навершить и чтоб не запечатлеть грехов своих самым тяжким грехом: наруганием над святыми тайнами Христовыми, наруганием над Христом. Прежде дерзновенного вшествия на брак к Сыну Божию, да позаботится о своей душевной ризе: она измывается, очищается от греховных пятен, каковы бы эти пятна ни были, неизреченною милостью Господа при нашем покаянии. Преподобный Марк Подвижник сделал следующее замечание: "Между сеятвою и жатвою определено некоторое пространство времени: по этой причине мы не веруем воздаянию" (О Законе Духовном, гл. 118). Этого рода неверию подвергаются почти все причащающиеся недостойно. Приступая к Христовым тайнам из смрада греховного, повергаясь в смрад греховный после принятия тайн, не видя над собою немедленного наказания, они полагают, что никогда не последует никакого наказания. Ошибочное заключение! Иудеям предсказана была решительная казнь за богоубийство; но она последовала чрез несколько десятков лет по совершении ужаснейшего преступления. Неизреченное милосердие и долготерпение Божие еще ожидало покаяния их. Это милосердие и долготерпение ожидает и нашего покаяния. Казнь отсрочивается и отсрочивается, но она непременно постигнет нераскаянных, намеренных, упорных грешников. Начало ее видим наиболее во внезапной смерти или в смерти, произведенной такою болезнью, которая отнимает возможность покаяния. Самая казнь выполняется в стране загробной. Не лъститеся, говорит апостол, не обманывайте себя: Бог поругаем не бывает: еже бо аще сеет человек, тожде и пожнет. Яко сеяй в плоть свою, от плоти пожнет истление: а сеяй в дух, от духа пожнет живот вечный (Гал. 6:7-8)». [10]

Здесь говорится о грехах смертных, жизни в произвольных грехах, зловерии, и неверии. Для большого числа даже усердных прихожан, увы, эти слова даже непонятны, не говоря уже о том, что эти понятия принимаются во внимание в должной степени. Исключение составляет разве что неверие.

Под зловерием понимается ересь, т.е. введение лжи в учение веры. И спонтанно в головах даже простых прихожан запросто могут появляться неверные мнения по вопросам веры и если принимаются за истину - вот и готова ересь. Вопрос. На сколько современные прихожане научены вере, в достаточной ли степени, чтобы предохраняться от ереси? Катихизация по-прежнему не на высоком уровне даже в лучших местах столицы.

О смертных грехах вообще мало кто имеет четкое понятия, т.е. о грехах, оставление которых абсолютно необходимо для избегания неблагоприятных последствий Причащения, вышеописанных Свт.Игнатием. Напомним по Свт.Игнатию: «Смертные грехи для христианина суть следующие: ересь, раскол, богохульство, отступничество, волшебство, отчаяние, самоубийство, любодеяние, прелюбодеяние, противоестественные блудные грехи, кровосмешение, пьянство, святотатство, человекоубийство, грабеж, воровство и всякая жестокая, бесчеловечная обида» [12]. Здесь замечу лишь, что нередко среди современных православных регулярное неумеренное употребление алкоголя («бытовое пьянство» - по медицинской терминологии) за грех не ставится.

Наконец произвольно и намеренно греховная жизнь – т.е. произвольные грехи, которые не оставляются, например, постоянное вранье (строго говоря, согласно Свт.Тихону Задонскому [17, §376] и Православному Исповеданию [18, ч.3, вопр.21] всякий произвольный грех – это один из вариантов смертных грехов), о том, что такая жизнь при Причащении приводит к столь ужасным последствиям, так же мало кто знает.

Может быть, кто-то скажет о произвольных грехах (вроде регулярных нарушений 4-ой заповеди или произвольного вранья) - «Подумаешь, мелочь». На это ответим словами Свт.Игнатия Брянчанинова, словами Св.Писания: «Еще в Ветхом Завете, когда Саул принес самовольно жертву, несогласно с заповеданием Господа, пророк Самуил сказал ему: Безумие бысть тебе, понеже не сохранил ecu заповеди моея, юже заповеда ти Господь (1Цар. 13:13). Еда угодны Господу всесожжения и жертвы, яка же послушати гласа Господня? се послушание паче жертвы благи, и покорение паче тука овня. Якоже грех есть чарование, тако грех есть противление, и якоже грех есть идолопоклонение, тако непокорение (1Цар. 15:22-23)» [13]. Здесь заметим, что подобная «извинительная» логика – это вариант той самой жизни, не озаренной словом Божиим, о которой написано в первой большой цитате из Свт.Игнатия.

По моим наблюдениям, уровень благочестия, современного христианина невысок, как и вообще знания о благочестии, это очевидно. Скорее можно говорить о расширении того «пространного пути» (Мф.7,13) за последние десятилетия, пути на котором согласно пророчеству преп.Нифонта Цареградского, в последнее время заблудятся практически все - «многие, будучи одержимы неведением, падут в пропасть, заблуждаясь в широте широкого и пространного пути» [16]. Разумеется, мой частный 33-летний опыт жизни в церковной ограде - здесь не может быть решающим. В других местах, может быть, дела обстоят и по-другому. И, тем не менее, определенные выводы могу сделать – для очень многих прихожан, известных мне храмов, при современном уровне пастырского окормления общая установка на частое Причащение («должно поощряться частое причащение») - это как минимум короткий путь к артритам, глаукомам, падаграм, диабету и прочим подобным, вплоть до летального исхода, и это как минимум. Разумеется, можно в том же состоянии причащаться редко и иметь тот же результат. Надо пастырям тут решать проблему достойного Причащения гораздо более тщательно, в соответствии с учением Св.Отцов - без ее решения (по моим наблюдениям) – установка на частое Причащение для всех, на практике может привести к большому вреду.

Причащение без исповеди

Как мы отмечали выше, Св.Предание не запрещает Причащения без предварительного Таинства Покаяния. Допустимо ли это на практике?

В силу приведенных сведений о препятствиях к достойному Причащению, приводимых у Свт.Игнатия и особенностей ситуации на приходах, о которых говорилось выше, Причащение без предваряющей исповеди и беседы со священником – как общее правило должно быть исключено. (Повторяюсь, здесь я высказываю свое мнение, основанное на наблюдениях за прихожанами в определенных приходах – таким образом, этот вывод может оказаться несправедливым для каких-то других мест.). Исключения могут быть лишь в особых случаях, когда духовник может быть уверен, что в данной ситуации у данного лица, нет указанных препятствий, что может, например, иметь место (и то при некотором риске ошибки), в случае Причащения без исповеди в Пасху благочестивого прихожанина, исповедовавшегося в Великий Четверг, жизнь которого духовнику хорошо известна.

Причащение без подготовки постом и молитвою

Хотя этот вариант и не запрещается текстом ПХК (см. выше разд.1), практика подобного Причащения мирянами в качестве общего правила для всех представляется недопустимой.

Напомним, что, согласно ПХК, обязательным условием достойного Причащения является покаяние. А что значит - покаяние? "Что значит покаяться? значит: сознаться, раскаяться в грехах своих, оставить их, и уже более не возвращаться к ним" (преп.Пимен Великий - цит. по [14, гл.2]). И осознание грехов, и чувство раскаяния, и страх Божий, и решимость более не возвращаться к грехам, крепнут у человека во время поста и молитвы. И это на опыте, наверное, испытывал всякий, кто проходил хоть раз как положено Великий Пост с его молитвословиями. Таково надежное средство, которое указано нам Матерью Церковью для подготовки к покаянию и последующему Причащению.

"Вопрос. Что требуется от каждого в особенности, желающаго приступить к Таинству Причащения?
  Ответ. Он должен испытать пред Богом свою совесть и очистить ее покаянием во грехах, чему способствуют пост и молитва" [2].

Пренебрежение этим материнским гласом со стороны причастника означает презорство, самонадеянность и отсутствие страха Божия и в конечном итоге легкомыслие при подготовке ко Причащению, о котором писал Свт.Игнатий (см. выше первую большую цитату в разд.2).

Да, разумеется, всегда были и есть сейчас особые ситуации, при которых может иметь место Причащение без указанной подготовки постом и молитвой. Например, умирающих принято причащать без всякой подготовки с их стороны [21, Перв.13].

Другой пример – Литургия в праздник Св.Пасхи. Слово Свт.Иоанна Златоуста на Св.Пасху, читаемое в каждом храме, прямо указывает на возможность такого Причащения: [21, Перв.13]"Тем же убо внидите вси в радость Господа своего: и первии и втории, мзду приимите. Богатии и убозии, друг со другом ликуйте. Воздержници и ленивии, день почтите. Постившиеся и непостившиеся, возвеселитеся днесь. Трапеза исполнена, насладитеся вси. Телец упитанный, никтоже да изыдет алчай: вси насладитеся пира веры: вси восприимите богатство благости".

В такого рода ситуациях нет возможности для применения средства поста и молитвы. Такого рода ситуации должны определяться, уточняться правящим архиереем.

Но, повторяем, пренебрежение подготовительным средством поста и молитвы в том случае, когда им можно воспользоваться, означает презорство, ставящее свой разум выше разума Церкви, легкомыслие и хуже - искушение Бога, вопреки заповеди (Мф.4,7), и не должно иметь место, вопреки любым благословениям. А Причащение в таком состоянии опять будет предварять артриты, глаукомы, падагры, диабет и прочие подобные, вплоть до летального исхода, и это как минимум.

Уставные требования

Устав, которым пользуются современные православные христиане, зафиксирован в тексте Молитвослова, изданного по благословению Святейшего Патриарха Пимена [20].

Желающий причаститься должен достойно приготовиться к этому святому Таинству. Приготовление это (в церковной практике оно называется говением) продолжается несколько дней и касается как телесной, так и духовной жизни человека. Телу приписывается воздержание, т.е. телесная чистота и ограничение в пищи (пост). В дни поста исключается пища животного происхождения – мясо, молоко, яйца и, при строгом посте рыба. Хлеб, овощи, фрукты употребляются в умеренном количестве. Ум не должен рассеиваться по мелочам житейским и развлекаться.

В дни говения надлежит посещать богослужение в храме, если позволяют обстоятельства, более прилежно выполнять домашнее молитвенное правило: кто читает обычно не все утренние и вечерние молитвы, пусть читает все полностью, кто не читает каноны, пусть в эти дни читает хотя бы по одному канону. Накануне причащения надо быть на вечернем богослужении и прочитать дома, кроме обычных молитв на сон грядущим, канон покаянный, канон Богородице и Ангелу хранителю.

Читается также канон ко причащению и, кто пожелает, - акафист Иисусу Сладчайшему. После полуночи уже не едят и не пьют, ибо принято приступать к Таинству Причащения натощак. Утром прочитываются утренние молитвы и все последование ко Святому Причащению, кроме канона, прочитанного накануне.

Перед причащением необходима исповедь – вечером ли, или утром, перед литургией
.

Разумеется, данный Устав не является абсолютным требованием для всех, в том смысле, что правящий архиерей может вносить свои коррективы в него в зависимости от обстоятельств. Однако, следует повторить, что ни Причащение без покаяния, ни Причащение, при котором подготовительные пост и молитва презорливо оставляются в стороне за ненадобностью, при возможности использования этого эффективного средства, для всякого христианина должны быть неприемлемы.

Выступление святейшего Патриарха

Относительно недавно (17 апреля 2014, в Великий Четверг) на указанную тему выступал с проповедью в Храме Христа Спасителя Святейший Патриарх Кирилл [15]. Слова проповеди очевидно адресуются московским прихожанам. Цитируем по порядку слова проповеди и приводим наши комментарии.

"Я всех вас поздравляю с этим великим праздником и призываю каждого из вас причащаться как можно чаще. Мы живем в такое время, когда нам необходима благодатная помощь Божия, — почти каждый день, как то было в древние времена, во времена святых апостолов, когда практически каждый день христиане собирались для того, чтобы совершить Святую Евхаристию".

Вполне понятна необходимость москвичам особой благодатной помощи. Москва - город соблазнов и страстей. Двое моих относительно внимательно живущих знакомых, проживающих в сельской местности, пришли к одинаковому выводу – после посещения столицы чувствуешь себя искупавшимся с головой в помойной яме (уровень московских соблазнов велик, хотя надо сказать, что до уровня соблазнов апостольских времен Москве еще пока далеко. Св.муч.София воспитывала своих дочерей Веру, Надежду и Любовь в г. Риме, прямо на улицах которого регулярно происходили массовые групповые соития). Призыв к частому Причащению понятен. Но следует повториться: при отсутствия должного уровня покаяния, при том, что не будут устранены препятствия для достойного Причащения, указанные Свт.Игнатием Брянчаниновым и другими Св.Отцами, для многих, из тех, кого вижу на знакомых мне приходах, установка на частое Причащение может послужить во вред. И поэтому сугубо возрастает ответственность духовников, допускающих или не допускающих до Св.Причащения.

По многим обстоятельствам для нас невозможно такое частое причащение — и потому что мы заняты работой, трудимся, а если даже на пенсии, то как много суеты, забот, которые поглощают большую часть нашего времени! И нельзя, как говорит апостол Павел, вкушать Тело и Кровь Христову в суд или во осуждение. Нужно приуготовлять себя к этому великому Таинству, но не так, чтобы приготовление становилось препятствием к причащению. Ведь многие говорят: «я не приготовился и потому не пойду причащаться», понимая под приготовлением длительный и сложный процесс. Этот процесс необходимо проходить по крайней мере несколько раз в году, особенно во время постов.

Но когда нет возможности (выдел. авт.) в полной мере исполнить все предписания, нужно ограничиться самым необходимым — посещением храма накануне, чтением молитвенного правила перед причащением, исповедью, невкушением пищи до принятия Святых Христовых Таин и, что самое главное, — примирением с ближними. Нельзя причащаться в непримиренном состоянии, потому что если мы не примиряемся, то, по слову апостола, вкушаем суд и осуждение себе. И если таким образом со смирением, с осознанием своей греховности, с надеждой на помощь Божию мы приступаем к святой чаше так часто, как можем приступать, то Господь восполняет наши силы, такие немощные по человеческой природе.


Святейшим благословляется частое Причащение при упрощении принятой в РПЦ схемы подготовки к Причастию - именно благословляется отмена поста и молитвы в подготовительные дни и посещение в эти дни храмового богослужения тогда, «когда нет возможности в полной мере исполнить все предписания». На отмену поста и молитвы как подготовительных средств ко Причащению как таковых благословения нет. И очень важно, чтобы именно так были поняты эти слова, без злоупотреблений.

Для лиц, старающихся жить внимательно, это благословение послужит к получению сугубой благодати – например, будет возможность причащаться в воскресенья авральных недель, когда приходится трудиться на работе с 8 до 20. Вспомним первый эпиграф. Для невнимательных, жизнь которых не соответствует условиям достойного Причащения, частое Причащение не может быть рассматриваемо как панацея от бесовских воздействий. Здесь уместно вспомнить откровение Господа нашего Иисуса Христа, данное Им преп. Иоасафу Каменскому. «Преподобный спросил Господа, какое более действительное оружие против врага нашего спасения, и узнал, что действительнее всего исполнение заповедей Божиих» [19]. Об отрицательных последствиях частого Причащения для них мы уже говорили выше.

Источники:

[1] Молитвы по Св.Причащении. Молитва первая.
[2] "Пространный христианский катихизис Православной Кафолической Восточной Церкви", М., 1911.
[3] Свт. Феофан Затворник. "О Православии с предостережениями от погрешений против него", М., 1902.
[4] Преп. Амвросий Оптинский. "Собрание писем оптинского старца иеросхимонаха Амвросия", М., 1995.
[5] Свт.Феофан Затворник. "Толкование послания Св.Апостола Павла к Галатам", М., 1893.
[6] Бл.Феофилакт Болгарский. "Толкования на послания св. Апостола Павла", М., 1993.
[7] Свт.Феофан Затворник. "Путь ко спасению", М., 1908.
[8] Жизнеописание епископа Игнатия Брянчанинова – в книге "Свт.Игнатий Брянчанинов. Аскетические опыты". Сочинения, т. 1 - СПб., 1905.
[9] Житие святого праведного Иоанна Кронштадтского.
[10] Свт.Игнатий Брянчанинов. "Аскетическая проповедь", проп.21, сочинения, т. 4 - СПб., 1905.
[11] Свт.Игнатий Брянчанинов. "Приношение современному монашеству", сочинения, т. 5 - СПб., 1905.
[12] Свт.Игнатий Брянчанинов. "Слово о смерти", сочинения, т. 3 - СПб., 1886.
[13] Свт.Игнатий Брянчанинов. "Аскетическая проповедь", проп.51, сочинения, т. 4 - СПб., 1905.
[14] Свт.Игнатий Брянчанинов. "Аскетические опыты", сочинения", т. 1 - СПб., 1905.
[15] Из жизни Святого Нифонта Цареградского . Вопр.3, - В кн. "Преп. Варсануфий и Иоанн. Руководство к духовной жизни в ответах на вопрошения учеников", СПб., 1905.
[16] Свт.Тихон Задонский. "Об истинном христианстве". В кн. "Творения Тихона Задонского", т. 2-3, М., 1899.
[17] Православное исповедание Кафолической и Апостольской Церкви Восточной, М., 1900.
[18] Житие преп. Иоасафа Каменскаго в кн . "Жития святых... по руководству Четьих-Миней Свт.Димитрия Ростовского", книга дополнительная, первая, М., 1908.
[19] Православный молитвослов и Псалтирь. М, 1980.
[20] Книга правил, М., 1893.

Публикацию подготовил Николай Колчуринский.

крест