Православие на земле Судогодской карта сайта послать письмо
главная
храмы
за Христа пострадавшие
Святые
публикации
воспоминания
новости
в гостях у батюшки
воскресная школа
ваша помощь и милосердие
фотоальбом
публикации

"Наука" убеждать
(эволюционно-антропологический постимпрессионизм)
Николай Колчуринский

Приложение 1. Куда ведешь нас, Адам Питекантропович *?

* Этот термин был придуман в свое время протоиереем о. Константином Буфеевым.

Авторы разбираемой нами публикации не только представляют нам свои доказательства эволюционного происхождения человека от обезьяны, которые должны убедить читателей, когда они "положа руку на сердце"…, но декларируют нам цели этой своей деятельности. Во вступительном слове читаем:

Авторы данной публикации призывают к примирению религиозных людей с наукой. Среди ученых, в том числе эволюционистов, есть как атеисты и агностики, так и глубоко верующие люди. Все эти три категории представлены и среди авторов настоящей публикации (трое из которых являются православными христианами). Многие верующие, в том числе богословы, принимают выводы эволюционной биологии и не считают их противоречащими своей вере.

Итак, все что мы видели в публикации наших авторов, оказывается не противоречит православному христианству. Посмотрим, так ли это.

Чтобы взгляды человека на происхождение человечества соответствовали Православию, они должны обязательно соответствовать двум важнейшим догматам этой религии:

   1. Представлениям о том, что все люди суть потомки Адама и Евы.

Об этом совершенно однозначно говорит Св. Писание и Св.Предание Православия. Приведем сначала библейские тексты.

И нарек Адам имя жене своей: Ева, ибо она стала матерью всех живущих (Быт. 3, 20).

Заметим, что, согласно святоотеческому учению, Ева - прародительница всех людей в буквальном смысле (см. [106, 117]).

Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут (1 Кор. 15, 22).

Теперь приведем слова из текста "Православного исповедания кафолической и апостольской Церкви Восточной", которое принимается всей Вселенской Православной Церковью за эталон православного вероучения: Тело человеческое происходит от семени Адамова, а душа дается от Бога (ч. 1, отв. 28) [92].

Заметим, что согласно Св. Преданию, понимание текстов Св. Писания, в том числе и текстов, повествующих о творении мира Богом, должно осуществляться только согласно с учением Вселенской Церкви и Св. Отцов. ("Понимать оное (Св. Писание) должно согласно с изъяснением Православной Церкви и Святых Отец" [102, "Введение"]. Подробнее об этом см. [94] и [101].

Признание происхождения всех людей от Адама и Евы составляет первое необходимое условие для того, чтобы человек мог действительно, а не призрачно, только лишь в своем воображении, быть православным. В противном случае он подпадает под одну из анафематизм, читаемых во всей Вселенской Православной Церкви в Неделю Торжества Православия: "Пленяющим разум свой в послушание Божественному откровению и подвизавшихся за него, ублажаем и восхваляем; противящихся истине, если они не покаялись пред Господом, ожидавшим их обращения и раскаяния, если они не восхотели последовать Священному Писанию и Преданию первенствующей Церкви, отлучаем и анафематствуем" - цит. по [93, прп. 14].

   2. Вторым условием православия кого бы-то ни было является признание им особого образа происхождения Адама и Евы. Мы сейчас не будем уделять внимание вопросу о том, что слова «Адам» и «Ева» означают в кн. Бытие - первой книге Библии - а они означают конкретные личности*, а рассмотрим только проблему происхождения Адама и Евы.

* Некоторые модернисты-богословы считали, что этими словами означалось первенствующее человечество, представленное множеством лиц (Тейяр де Шарден, прот. Александр Мень) [94, ч. II].

И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою (Быт. 2, 7).

И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку. И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа (Быт. 2, 22-23).

Можно было бы приводить многие святоотеческие комментарии на эти тексты, говорящие о том, что здесь имеются в виду именно личности Адама и Евы и говорится об особом образе их происхождения, отличающемся от обычного и указанном в Библии.

Желающие могут познакомиться подробно с этого рода цитатами в кн. прот. Константина Буфеева [94]. Мы же ограничимся лишь приведением цитаты из книги преп. Иоанна Дамаскина "Точное изложение православной веры", являющейся общепризнанным эталоном православной догматики, в которой были собраны мысли других святых Отцов, и цитированием свт. Иоанна Златоуста и свт. Иринея Лионского.

Об образе бытия (происхождения) Адама и Евы преп. Иоанна Дамаскин пишет, как о совершенно известной всем истине, и ею он иллюстрирует истины, относящиеся к богословию Святой Троицы:

"…Все, что имеет Отец, принадлежит Ему, т.е. Сыну, кроме нераждаемости, которая не показывает различие существа, не показыает и достоинства, а образ бытия - подобно тому, как и Адам, который не рожден, ибо он - создание Божие, и Сиф, который рожден, ибо он - сын Адама, и Ева, которая вышла из ребра Адамова, ибо эта не была рождена, различаются друг от друга не по природе, ибо они суть люди, но по образу происхождения" [95].

В Евангелии от Иоанна находим известную историю про исцеление Христом слепорожденного:

И, проходя, увидел человека, слепого от рождения. Ученики Его спросили у Него: Равви! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым? Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни родители его, но [это для] [того], чтобы на нем явились дела Божии. Мне должно делать дела Пославшего Меня, доколе есть день; приходит ночь, когда никто не может делать. Доколе Я в мире, Я свет миру. Сказав это, Он плюнул на землю, сделал брение из плюновения и помазал брением глаза слепому, и сказал ему: пойди, умойся в купальне Силоам, что значит: посланный. Он пошел и умылся, и пришел зрячим (Иоан. 9, 1-7).

"Исправляя, таким образом, все эти недостатки нашей немощной природы, Он являет Свое могущество. Когда же (Христос) говорит: да явится слава Божия, говорит о Себе, – не об Отце, потому что слава Отца была явна. Так как знали, что Бог создал человека, взяв персть от земли, то и Христос поступил таким же образом. Если бы сказал Он: Я – Тот, Кто взял персть от земли и создал человека, то это показалось бы невыносимым для слушателей; а когда Он показал это на деле, – они уже не могли оскорбляться. Вот почему, взяв персть и растворив ее слюной, Он таким образом обнаружил сокровенную Свою славу. Не малая слава в том, чтобы Его признали за Содетеля твари" [96 , беседа 56].

Так писал свт. Иоанн Златоуст, комментируя это место св. Евангелия. Укажем, что, согласно Церковному Уставу, чтение во время богослужения книги комментариев свт. Иоанна Златоуста на Евангелие от Иоанна положено в каждом православном храме, начиная с понедельника Светлой седмицы и вплоть до праздника Всех святых, к которому вся книга должна быть прочитана [97, гл. 50].

Объясняя чудо исцеления слепорожденного, свт. Ириней Лионский пишет:

"Заблуждаются также и последователи Валентина, говорящие, что человек создан не из этой земли, а из жидкой текучей материи. Ибо из какой земли Господь образовал зрение, из той, очевидно, и в начале человека создал. Было бы несообразно, если бы глаза были созданы из одного, а остальное тело из другого, как несообразно то, чтобы один создал тело, а другой - глаза" [98, кн.5, гл. 15, п. 4].

Итак, согласное учение св. Отцов со всей определенностью говорит нам о том, что ни Адам? ни Ева не были рожденными, но были сотворенными Богом особым образом, при этом Адам был сотворен сверхъестественно из праха земного, а Ева из его ребра. И какая-либо эволюция в этой ситуации совершенно ни при чем. Настаивать на эволюционном происхождении первых людей, Адама и Евы, означает не что иное, как отрицать истины св. Писания и святоотеческого учения. Отвержение учения св. Отцов о происхождении Адама и Евы означает отказ от признания за истину текста св. Писания и св. Предания Православия и попадание под вышеприведенную нами в первом пункте анафематизму. Для незнающих сообщим, что согласно Догмату VII Вселенского Собора, согласное учение св. Отцов является частью св. Предания Церкви*.

* "Храним ненововводно все, писанием, или без писания установленныя для нас церковныя предания, от них же едино есть иконнаго живописания изображение, яко повествованию евангельския проповеди согласующее, и служащее нам ко уверению истиннаго, а не воображаемого воплощения Бога Слова, и к подобной пользе. ...Сим тако сущим аки царским путем шествующе, последующе богоглаголивому учению святых отец наших и преданию кафолическия церкве, (вемы бо, яко сия есть Духа святаго в ней живуща-го) со всякою достоверностию и тщательным разсмотрением определяем...

Ибо честь воздаваемая образу преходит к первообразному, и поклоняющийся иконе, поклоняется существу изображеного на ней. Тако бо утверждается учение святых отец наших, сиесть, предание Кафолическия Церкве, от конец до конец земли приявшия Евангелие" [99].

Заметим здесь, что неприятие определений Вселенских Соборов так же означает отказ от Православия. "Отвергающим Соборы святых отцов и их Предания, согласующие Божественному откровению, благочестно хранимые православно-кафолическою Церковью: анафема" – цит. по [93, пр. 14]

Слово анафема вовсе не означает того, что кого-то будут откуда-то выдворять или тем более предавать суду инквизиции. Так разъяснял слово анафема свт. Игнатий Брянчанинов: "Словом анафема означается отлучение, отвержение. Когда Церковью предается анафеме какое-либо учение, это значит, что учение содержит в себе хулу на Святаго Духа, и для спасения должно быть отвергнуто и устранено, как яд устраняется от пищи. Когда предается анафеме человек — это значит, что человек тот усвоил себе богохульное учение безвозвратно, лишает им спасения себя и тех ближних, которым сообщает свой образ мыслей"[93, прп. 14].

Провозглашая вышеуказанную анафему и другие анафемы в Неделю Торжества Православия, Православная Церковь во всех своих Храмах во всеуслышание заявляет: "Сия вера апостольская, сия вера отеческая, сия вера православная, сия вера вселенную утверди". Значит всё, что вне этих провозглашаемых рамок, то, что подпало под анафему – неправославно и гибельно.

Таким образом, теория происхождения человека от обезьяны, утверждающая происхождение всех людей не от особым образом богосозданных первых людей, а естественным способом от питекантропов, явно противоречит догматам Православия. И здесь явно нужно выбирать: "или – или".

Призыв к примирению, к которому зовут нас авторы общирной публикации, созданной к дарвиновскому юбилею, таким образом, оказывается призывом к отказу от Православия.

Вера в Адама Питекантроповича очевидно не только рушит православные догматы, но и колеблет нравственные устои Православия. Процитируем слова иер. Даниила Сысоева, сказанные в связи с этим:

"Надо сказать, что такое смешение природ приводит к тому, что теряется смысл всякая нравственность. Ведь если человек - просто животное, то почему нельзя блудить или прелюбодействовать? Ведь многие из них не имеют постоянных пар. Почему скотоложество является крайней гнусностью, если любой скот то же, что и человек? Почему вызывает такое неприятие идеи фашизма, если борьба за существование эволюционистами считается великим благом, ведущим к улучшению вида (что это такое, впрочем, теория не знает)? Не даром среди эволюционистов уже некоторые выступают за легализацию людоедства, ведь чем отличается мясо человека от мяса свиньи, если природа их одна?...

Надо заметить, что сие лжеучение не безобидная попытка подогнать Библию под теорию эволюции. Как и любая другая ересь, она влияет на этику ее сторонников. Ведь, если тело человека - обезьянье по происхождению и существовало еще до появления души, тогда можно оправдать и аборты (вспомним - "онтогенез повторяет филогенез"). Убивают ведь во чреве не человека, а обезьяну. Можно относиться к телу, как к мясу. Можно пересаживать чужие органы... Продолжая же эту мысль дальше можно оправдать и любые формы разврата... Так один неправильно истолкованный стих Библии может низвергнуть всю христианскую нравственность...

Очевидно, что принятие эволюционизма ведет к полному уничтожению всего христианства" [100].

Мы все стремимся к миру, согласию и единению. Но мир, согласие и единение могут быть на разной основе. В воровской шайке - тоже часто мир, согласие и единение. Когда-то в раю змий то же предложил Еве согласие и единение, и мир - посредством срывания запретного плода. (Ева могла бы и возразить, и тогда ни мира, ни единения не получилось бы). Чем это закончилось - хорошо известно.

Согласие и единение, примирение, в основе которых лежит ложь и грех, означают единение с отцом как лжи (Иоан. 8, 44), так и греха (1 Иоан. 3, 8) - с сатаной. И плоды таких примирений известны не только из священной истории и здесь неизбежно нас ждет хорошо известный нам финал - "Хотели как лучше, а вышло как всегда".

Примирение и единение нам безусловно нужны, но они очевидно должны иметь иные основы.

[1]  [2]  [3]  [4]  [5]  [6]  [7]  [8]  [9]  [10]

крест