Православие на земле Судогодской карта сайта послать письмо
главная
храмы
за Христа пострадавшие
Святые
публикации
воспоминания
новости
в гостях у батюшки
воскресная школа
ваша помощь и милосердие
фотоальбом
публикации

"Вера должна быть искренняя".

Настоятеля Свято-Екатерининского храма протоиерея Георгия Морохина знают не только те, кто живёт в Судогде, но и за пределами района: он один из первых создателей православного сайта. Однако беседовали мы с ним не об этом. Отец Георгий ответил на мои вопросы о вере, венчании, чувстве юмора, и не только.

   - Верующий в современном мире - какой это человек? Где граница между верой и фанатизмом?
Протоиерей Георгий Морохин    - Я считаю, что в наше время нет неверующих людей. Например, человек заявляет, что не верит в Бога. Это тоже определённое понятие веры. Он верит в то, что Бога нет. Если люди начнут размышлять, то они поймут, что вера или неверие основаны не на логике, а на внутреннем состоянии или убеждённости. Другое дело, что степень проявления веры абсолютно разная. Она была таковой всегда: и во времена Христа, и до него, и после.

Мне не очень нравится понятие «фанатик»: оно родилось с точки зрения осуждения человека и его веры. Если подходить прямо к этому понятию, то мы должны так назвать Серафима Саровского, Сергия Радонежского, Дмитрия Донского, Александра Невского. Если бы меня спросили, хочу ли я быть фанатиком, мой ответ был бы: хочу, но у меня не получается. Есть ещё понятие экстремизма. Если человек возвеличивает свою веру и противопоставляет другой настолько, что начинает ненавидеть людей, то такую веру признать за правильную, истинную я не могу.

Проявление дел веры для внешнего мира является фанатизмом: надо молиться утром и вечером, поститься, воспитывать детей в вере, молиться за своих усопших, о здравии… Но почему-то такую веру сейчас начинают называть фанатичной. Никто не говорит о том, что надо каждое воскресенье ходить в храм. Но есть правило: если три недели подряд ты не посетил его без уважительной причины – ты отлучил себя от Церкви. Святые отцы в 787 году на Седьмом Вселенском Соборе (для всех Церквей одинаковое положение) писали, что, если человек не постится во время Великого поста, а также в течение года в среду и пятницу, он находится под анафемой. То есть не Церковь его выбросила, а он сам себя этим от Церкви отлучил. Вот такая вера, по учению Православной Церкви, не является спасительной, она - лукавая. Ведь как ещё говорят: «И бесы веруют в Бога, и трепещут». Наша вера отличается тем, что мы должны исполнять волю Божию, идти с ней не только умозрительно, но и в делах.
   - Многие считают, что вера должна быть в душе, а в церковь ходить не обязательно. Так ли это?
   -Действительно, вера должна быть внутри человека, более того, даже Христос должен быть внутри него. Приведу такой пример. Если мы почитаем и уважаем своих родителей, то нужно проявлять это не только умом, душой, но и делами - позвонить, поговорить, прийти, принести подарки. Если мы верим в Бога, мы должны проявить это на деле. Храм есть дом Божий. Можно обойтись без него, если его нет. Но если храм существует и всё, что там есть, служит и принадлежит Богу, почему я пройду мимо и буду дома молиться?
   - Сейчас в церкви большой выбор свечек: есть за три, пять рублей, десять, пятнадцать. Какую следует покупать?
   - Свеча – это символ жертвы. Когда мы берём в руки свечку, то как бы оставляем в церкви определённое пожертвование в виде денег. Жертва может быть иная. Можно попросить веник и подмести в храме, купить кагор или лампадное масло и оставить его. Свеча символизирует прямое стояние в церкви – мы так же будем стоять в храме и пламенеть любовью к Богу. В Евангелии есть такая притча. Христос обратил внимание своих учеников на женщину, которая входила в храм. Она бросила маленькую монетку, а до неё проходило люди, которые оставляли очень много монет. И Иисус сказал, что жертва этой женщины - самая большая, потому что она отдала последнее.

Первые известные жертвоприношения были у Каина и Авеля. У Авеля жертва была принята, а у Каина – нет, потому что он выбрал не самое лучшее, сделал это от избытка, как сейчас говорят, для «галочки».

Когда мы идём в храм принести какую-то жертву, наверное, нужно понимать, что самое главное - дух сокрушен и сердце сокрушенно. А в материальном выражении жертва может быть самая разнообразная: свеча или какие-то действия - молитва, поклон и даже пост. Количественно определить её очень сложно, и, я думаю, не стоит.
   - Расскажите о венчании. А ещё о том, в каких случаях развенчивают?
   - Могу признаться, что за 16 лет служения повенчал не больше 20 пар. С радостью сообщаю, что ещё никто из них не разошёлся, потому что, во всяком случае в нашем храме, мы стараемся подходить к этому очень серьёзно. Венчание – это Таинство, которое происходит на небе, где двое сочетаются в одно целое. Бог благословляет этих людей на совместную жизнь. Венчание - это результат определённой деятельности людей. Оно существует только для того, чтобы люди сочетались во имя Христа вместе, чтобы они создавали христианскую семью. Без этого понятия грешно венчаться. Если люди не желают создавать христианскую семью - основанную на молитвах, постах, на взаимном терпении, смирении, кротости, на заповедях - их нельзя венчать. Вредно и противопоказано.

Что касается развенчания, то термин этот существует, однако правильней сказать - расторжение брака. Оно совершается даже не Церковью, а самими людьми. Господь сказал так: что Бог на небе сочетает, то на земле никто не может разлучить. Кроме греха прелюбодеяния. Если люди так согрешили, значит, в мистическом отношении, они уже разрушили брак. Это уже жена не его, а муж не её. Супруг не просто предал в светском понятии, а расторг узы своим грехом, блудом. Церковь может лишь констатировать факт расторжения брака. Существует такой порядок, когда люди приходят в Епархию, обращаются к духовнику с тем, чтобы их брак признали недействительным. Всё это для того, чтобы жениться или выйти замуж во второй раз.

Мера вынужденная, не очень хорошая.

Владыка наш обратил внимание, что священники до сих пор, к сожалению, продолжают венчать без подготовки. Я считаю, что это грех.
   - Как, на Ваш взгляд, верующий человек должен относиться ко всякого рода сверхъестественным явлениям?
   - Мы знаем, что Бог сотворил мир видимый и невидимый. Что такое невидимый мир? Это духи в том числе. Проявляются они по-разному. Есть духи добра – ангелы, а есть духи зла – демоны. Главная задача злых духов - отвлечь от Бога, устрашить, сбить с толку. Другое дело, что человек поддаётся действию бесов, начинает с ними заигрывать. У нас в церкви примерно раз в месяц появляется такой пострадавший: либо пошёл к бабушке «заговориться», либо что-то ему экстрасенс нашептал, или сам спиритизмом занимался. Всё это очень опасно. Человек, в конечном итоге, может сойти с ума, и это одно из самых страшных наказаний, которое есть у Бога.
   - Можно ли верующим людям смотреть такие фильмы, как «Страсти Христовы», «Иисус из Назарета»?
   - Лучше читать книгу в подлиннике. Автор Евангелия – Христос, он передал это апостолам. Когда мы читаем, то должны быть соавторами: должны сотворить себе дух Евангельский. Если же кто-то будет нам об этом рассказывать, он будет приносить что-то своё. У нас есть образы – иконы, однако не зря каждый иконописец старался молиться, поститься, чтобы убрать собственное «я» - чтобы их рукой водил Бог. Каждый человек смотрит на иконы и находит своё (он автора вспоминает, если ищет эстетических наслаждений). Если человек ищет общения с Богом, то может сделать это через икону, а вот через фильм он сможет только найти образы режиссера фильма Мела Гибсона. Страшно то, что, читая Евангелие, люди могут вспоминать эти образы, навязанные режиссером.

Более того, этот фильм я считаю вредным: в нём слишком ярко показаны страсти Христа – весь негатив, кровь. В Евангелие этого нет, там очень аккуратно, тонко всё описано. Потому что не это главное. Главное - Воскресение Христа, и ещё - проповедь. А если режиссер пытается сделать сенсацию, повысить сборы фильма, тогда он будет играть на человеческих чувствах, к сожалению...
   - Сейчас популярен актёр Иван Охлобыстин, который ещё совсем недавно был священнослужителем Русской Православной Церкви. Можно ли быть одновременно актёром и священником?
   - Мне кажется, что отец Иоанн немного погорячился, когда написал прошение о рукоположении. Он очень интересный человек, хороший собеседник. Но есть профессии, которые не совместимы со священническим служением. Согласитесь, будет не очень хорошо, если ученики из школы выйдут и увидят директора, торгующего огурцами... Есть деятельность человека, которая связана даже не с грехом, а с искушениями. Я считаю, что в этом отношении профессия актёра опасна. Священник не имеет права даже на тень лукавства. А тут всё построено на лицедействе. Отец Иоанн правильно сделал, что подал прошение о зачислении его за штат. Если он захочет, сможет оставить актёрскую профессию и, возможно, станет хорошим священником. Но совмещать вещи, которые сопряжены со страстями и лукавством, со священническим служением нельзя.
   - Глава Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин осудил манеру россиян одеваться и предложил ввести общероссийский дресс-код для мужчин и женщин. Это действительно нужно? Ваше мнение...
   - Я с ним и согласен, и не совсем. Потому что мы начинаем не с того. Начинать нужно с целомудрия, нравственного воспитания, за которым уже следовала бы форма одежды, речи, межличностных отношений и так далее. Мне как-то в одном коллективе женщины задали вопрос:
- А как вы относитесь к тому, что мы ходим в брюках?
- Вы правильно делаете, что ходите в брюках, но отношусь к этому плохо, - ответил я.
- Почему?
- Понимаете, если бы у вас в семьях были настоящие мужики, мужья, за которыми вы были бы как за каменной стеной, тогда вы стали бы женственными, ласковыми, ходить в юбочках. А поскольку женщинам приходится тащить сумки с едой после работы, бегать, тогда, конечно, им приходится заменять мужчин, носить их форму одежды. Но это неправильно. Господь говорит: «Да будет проклят всяк, носящий женскую одежду, да будет проклята всякая, носящая мужскую». Это достаточно серьёзное Божье замечание.

Невозможно прийти в респектабельный ресторан в пляжном костюме и в театр вы в тапочках не пойдёте. И в церковь человек не придёт грязным, неряшливым. То есть условности в одежде все равно существуют, хорошо, если бы они основывались на нравственности.
   - Когда Патриарх Кирилл посещал Украину, ему задали актуальный вопрос о чувстве юмора. Вы как относитесь к юмору в церкви?
-Я не думаю, что христианство или православие такое скучное, мрачное, беспробудное. Само Евангелие – это благовестие. Мы что делаем на Пасху? - Целуемся, радуемся. Даже сейчас, во время поста, в храме есть место для праздника. Приходите к нам в следующее воскресенье в половине двенадцатого, послушайте, какой тут гул от детского топота и смеха: пятьдесят детей бегают с первого этажа на второй – туда и обратно. Не всё время постное лицо, не всё время молитва. Есть место для радости.

Беседу вела Арина ИВАНОВА.

Интервью опубликовано в газете "Судогда и судогодцы", №22 (11583) от 23 марта 2011 г.


крест