Православие на земле Судогодской карта сайта послать письмо
главная
храмы
за Христа пострадавшие
Святые
публикации
воспоминания
новости
в гостях у батюшки
воскресная школа
ваша помощь и милосердие
фотоальбом
публикации

ПЛАЧ КАЮЩЕГОСЯ ГРЕШНИКА.
Покаянные молитвенные размышления на каждый день седьмицы
инока Фикары,
подвизавшегося во св. горе Афонской
***

ВТОРНИК, размышление второе.

Увы мне! в каком позорном состоянии я нахожусь! В каком стыде низлежу! Мое внутреннее нисколько не соответствует моей благовидной внешности; я беседую о безстрастии, а ум мой день и ночь занят страстными помыслами; веду речь о чистоте, а сам помышляю о непотребстве… Увы мне, увы мне!.. Какое истязание ожидает меня на суде? Да, поистине сказать: я только прикрыл себя внешним видом благочестия, а о внутренней силе его и не помышляю… С каким же лицом дерзаю я приступать ко Господу Богу, ведущему все тайны сердца моего, будучи повинен столиким злым? Предстоя на молитве, я боюсь и трепещу, дабы не сошёл с неба огонь и не попалил меня, как некогда он попалил в пустыне принесших огонь чуждый: и исшедъ огнь отъ Господа и сожже ихъ (Лев. 10, 2)…

Чего же ожидать мне, обремененному безмерною тяжестью грехов моих?.. Окаменело сердце мое, извратилось мое доброе намерение, помрачилась совесть моя, я уподобился псу, возвращающемуся на свою блевотину. Нет у меня более дерзновения к Испытующему сердца и утробы, нет у меня и одного помысла чистого, нет у меня ни одной слезы в час молитвы…

Если когда и воздохну из глубины души, сухо остается мое лицо, покрытое стыдом греховным; ударяю ли себя в перси – они жилище страстей, рабочая храмина помыслов злых… Слава Тебе, Единый Долготерпеливый; слава Тебе, Единый Блаже; слава Тебе, Благодетелю душ и телес наших. О сколь велики щедроты Твоя на нас, грешных, Господи!.. Не отвергни же меня с теми, которые только устами взывают Тебе: Господи, Господи! но не творят воли Твоей, – не отринь меня ради молитв Пречистой Владычицы нашей Богородицы, ради молитв всех благоугодивших пред Тобою!..

Тебе известны, Господи, все страсти, во мне сокровенные. Ты знаешь все язвы души моей: исцели же меня, Господи и исцелею! (Иер. 17, 14). Ибо если Ты не создашь дома душевного, то всуе трудятся создающие! Приди, когда я уготовляю себя на брань со страстями моими, но едва они приблизятся ко мне, как злая хитрость врага моего змия расслабляет сластолюбием мои силы душевные, и хотя никто тогда не понуждает меня, однако же меня увлекают страсти, как своего пленника…

Я хочу спасти объятого пламенем, но самых запах огня влечет юность мою в тот же греховный огонь; я спешу спасти утопающего, но по неопытности сам утопаю вместе с ним; я подаю советы воздержания больному, а сам пребываю в слепоте; хочу быть врачом страстных недугов, и, будучи сам страстен, бываю пленником страстей…

Просвети же, Господи, очи сердца моего, дабы познал я множество страстей моих. Да распрострётся надо мною покров благодати Твоей, Владыка! да просветит она мой помрачённый ум, да вселит она в моем неразумии разумение Божественное, ибо не изнеможет у Тебя всяк глагол (Лук. 1, 37).

Ты, Господи, и море непроходимое некогда сделал удобопроходимым для народа Твоего; Ты и из крепкой скалы источил им воду, когда они возжаждали; Ты же един, по благости Своей, спас человека, впадшего в разбойники. Умилосердись и надо мною, Господи, ради великой благости Твоей: и я впал в разбойники, и я связан узами злого произволения, нет никого, кто бы мог исцелить болезнь мою душевную, кроме Тебя, Господи, ведающего глубину сердца моего. Сколько раз я, окаянный, полагал себе строгие правила, созидал стены между мною и грехом беззаконным, против воюющими со мной супостатами, и сколько раз мой помысел преступал сии правила, и преграды распадались, ибо и самые правила мои не имели твердого основания в страхе Божьем, и стены сии не были основоположены на искреннем покаянии. Кто не всплачется о мне?..

Ради малого наслаждения забыл я об огне неугасающем, – и вознерадел о вечном Царствии Божьем, страстям поработил я, окаянный, высокое достоинство души моей, – скошен бых и не могу (не смею) воззреть к Милосердому Господу; был я некогда украшен преизобильными дарами, а теперь возлюбил нищету страстей, стал чужд добродетели, удалился (подобно блудному сыну) во страну злобы далекую, и вот я – еле жив, едва имею малый остаток жизни…

Оплакивайте, преподобные и праведные, меня, во грехах и страстях зачатого;
оплакивайте, подвижники воздержания, меня, чревоугодника и сластолюбца;
оплакивайте, Богом помилованные и в благоразумии пожившие, – меня, помилованного и паки Бога прогневавшего;
оплакивайте, возлюбившие доброе и возненавидевшие лукавое, – меня, возлюбившего лукавое и возненавидевшего доброе;
оплакивайте, добродетельное житие провождающие, – меня, по внешности добродетельного, а по делам страстного и нерадивого;
оплакивайте, Божьи угодники, – меня человекоугодника;
оплакивайте, стяжавшие совершенную любовь к Богу и ближнему, – меня, на словах любящего, а на деле далеко от любви отстоящего;
оплакивайте, стяжавшие терпение и в терпении плод добродетелей являющие, меня, нетерпеливого и безплодного;
оплакивайте вы, непостыдно к Богу приступающие;
оплакивайте меня, не имеющего дерзновения от стыда и на высоту небесную воззреть;
оплакивайте вы, стяжавшие кротость, меня, чуждого сей добродетели;
оплакивайте, милостивые, меня, жестокосердного;
оплакивайте, смиренномудрые, меня, высокомерного и гордого;
оплакивайте вы, нестяжание Апостольское являющие, меня, до безумия к земным вещам пристрастившегося и сим пристрастием угнетаемого;
оплакивайте, верные и постоянные сердцем своим ко Господу, меня, двоедушного, непостоянного, боязливого и непотребного;
оплакивайте, плач возлюбившие и смех возненавидевшие, меня, смех возлюбившего и плач возненавидевшего;
оплакивайте, всегда грядущий по смерти суд во уме содержащие, меня, утверждающего, что помню сие, но в забвении всегда противное сему творящего;
оплакивайте, наследники Царствия Небесного, меня, наследника геенны огненной!

Святые Божьи! Молитесь о душе страстями обуреваемого – помогите мне, чем можете, ибо я знаю, что если вы помолитесь Человеколюбцу Богу, то все будет прощено нам, по множеству благости Его, и как Сам Бог человеколюбив, так и вы, умоляемые мною, грешным, не презрите молитвы грешника, ибо сам я не имею дерзновения по множеству грехов моих, – ваше дело, Святи Божьи, молиться за грешных, а Божье дело – миловать отчаянных. Молитесь же, святые Божьи, Царю за пленника, молитесь Пастырю за овцу, молитесь самой Жизни за мертвеца, да ниспошлет Он Свою благодать и утвердит непостоянство смиренной души моей…

К щедротам благости Твоей припадаю, Владыка всех: прими молитву грешного, услади душу, горечью греха томимую; напой жаждущего от источника жизни и наставь меня на путь Твой; введи меня во врата царствия, как Владыка – Своего раба, да буду свободен от рабства страстям постыдным, ибо сердце мое опутано ими, как веригами железными…

Молитвами Святых Твоих да предварят меня щедроты Твои, пока не увлечен я во ад вместе с делающими беззаконие: тогда-то откроется все тайно и явно сделанное мною!..

Увы мне! какой стыд обымет меня, когда увидят меня осужденным те, которые теперь считают меня праведным; – оставил я, окаянный, делание духовное и весь поработился страстям! Горе тебе, душа моя! Зачем у тебя умное солнце затмевается мглою страстей? Почто жизнь побеждается смертью? Отчего сия мгла не исчезает при появлении лучей света? Зачем мы тление предпочитаем нетлению? Чего ради, душа моя, мы смешиваем себя с землею чрез служение страстям? Осквернили мы одежду боготканную, сделали её негодною для царской вечери брачной, добровольно мы предали себя грехам, поработили себя врагу нашей жизни… Что скажешь ты Судии в день оный страшный и ужасный? (Можешь ли сказать): "я алкал ради Тебя, и жаждою томился", или: "возлюбил Тебя всею душою моею"?

Учитель наш (и Господь) постоянно взывает не обинуяся: кто облечен властью, прими узду (послушания Евангелию), кто находится под игом рабства, прими равноправие (пред законом моим), кто пребывает в нищете – получи богатство некрадомое. Почто возлюбил ты не свободу, а утеснение? Что выжидаешь времени, а не доброго помысла? Зачем избираешь себе друга лукавого (диавола), а не желанное спасение? Отчего не содействуешь естественным порывам своей души к доброму, пока есть время?

Поспеши же, пока и ум и тело не пришли в совершенное изнеможение; пока не перешло к другим твое доброе, пока открыт для тебя дар благодатный и не подлежит сомнению, а благодать касается самой глубины твоего сердца, пока есть у тебя слезы – проповедники смерти, – поспеши мужественно противостать страстям, с Божьей помощью, во всеоружии Божьем, противоборствуй Голиафу, дабы не предупредил тебя какой-либо разбойник, дабы не предвосхитил входа убийца, дабы не затворил пред тобой двери царствия Божьего кто-либо из тех, которые силятся войти в оное и силою восхищают оное…

Убоимся же и будем всячески остерегаться, чтобы нам не оказаться лжецами в обетах наших; ибо, если Бог, призываемый во свидетели, утверждает обещание, данное человеку; то тем более опасно оказаться преступниками таких обетов, которые даны нами Самому Богу, и явиться повинными не только в иных прегрешениях, но и в самой лжи, и в особенности тогда, как нет для нас второго рождения и восстановления в прежнее состояние.

Бесполезно миновать торжище и потом искать потребное для купли; поздно мириться с соперником при конце пути, и чувствовать потерю тогда, когда, по исходе из сей жизни, потерянное уже невозвратимо, когда заключаются роковые двери для каждого из поживших…

Как мытарь воздыхаю, как блудница проливаю слезы, как разбойник вопию, как блудный сын взываю к Тебе, Человеколюбец Христе, Спасе мира, Свете истинный! Подкрепи мою душу, изнемогшую и расслабленную пьянством страстей, исцели ее язвы, исправь совращение моего ума, омой Своею честною кровью мою душу, очерненную грехами! Ныне время благоприятное, ныне день спасения; по множеству милости Твоей обрати меня, Единый Человеколюбец, избави меня от всякой поблажки сластолюбию, чтобы в конец не попалила меня пещь страстная, – погаси её росою Твоей милости!

Горе мне, грешнику! Ты даровал мне просвещение разума, а я отметаю его, – горе мне! Постоянно я изнемогал и изнемогаю, и всегда посещает благодать Твоя и исцеляет меня, а я вместо благодарности каждый час отвергал и отвергаю дарование исцелений ее! И сколь многими дарами наделял Ты меня, грешного, Владыка Господи, да и всегда, и ныне ниспосылаешь их, а я, окаянный, все ещё остаюсь сознательно неблагодарным Тебе!..

vxЯ постоянно вкушаю сладость благодати Твоей, всегда просвещаюсь ею, часто она поддерживает меня, и в то же время я постоянно отвращаюсь от нее, и снова обращаюсь к прежней горечи моей греховной. Ты, всеблагой, напоминаешь мне смерть мою, вечное томление; Ты влечешь меня всегда к жизни, дабы мне спастись, а я всё остаюсь в злом устроении моем, и потому я безответен буду там!..

Я толкусь в двери Твоего милосердия, Господи, да отверзнутся они для меня; я не перестаю умолять, да получу просимое; я дерзновенно, неотступно ищу помилования. Буди долготерпелив ко мне, Владыка мой; избави меня от обладающих мною грехов, и, получив здравие души, восстану я с одра тлетворного греха.

Освободи меня от всякого пристрастия злого прежде, нежели постигнет меня кончина, дабы обрёл я благодать пред Тобою в час смерти и разлучения души с телом, ибо во аде кто исповестся Тебе? (Пс. 6, 6). Убели одеяние мое, грехом осквернённое, прежде нежели придет ко мне страшное повеление и застанет меня неготовым и постыженным. Избави душу мою, сокрушенную от уст львов, и спаси ее Твоею благодатью и щедротами, молитвами Пречистой нашей Богородицы и всех Святых Твоих, ибо Ты благословен во веки веков. Аминь.

[1]  2  [3]  [4]  [5]  [6]  [7]

крест