Православие на земле Судогодской карта сайта послать письмо
главная
храмы
за Христа пострадавшие
Святые
публикации
воспоминания
новости
в гостях у батюшки
воскресная школа
ваша помощь и милосердие
фотоальбом
публикации
Все, что истинно добро – от Бога.

         Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
   В завершении сырной седмицы, держащей православного человека литургическим воскресным Евангелием о Страшном Суде, открывающим принцип, по которому будут отделены «козлища» от «овец», нам Православная Церковь предлагает задуматься о том, как именно надо творить добрые дела, чтобы не получить осуждение.
   В сегодняшнем евангельском отрывке Господь предупреждает нас о делании такого добра, которое приводит человека в осуждение. Для современного человека сама постановка этого вопроса может показаться странной. Мы часто слышим: «Я никому не делаю зла, я желаю всем добра, я всем помогаю, всех люблю… разве я плохой человек»? В мире, не признающем в качестве определяющего критерия нравственных поступков Суд Божий, нормативами, разграничивающими добро и зло, является отношение окружающих к тем или иным поступкам. Именно поступкам, их видимой составляющей. Однако, Господь – сердцеведец, и дела наши Он, грубо говоря, «оценивает» по их внутреннему содержанию, по тому духу, с которым они делаются.
   Блаженный Августин говорит: «Великие дела творит любовь, великие дела творит и гордость. Насыщает алчущего любовь, насыщает и гордость. Постится любовь, постится и гордость. Любовь все это делает для прославления Бога, а гордость все – для самовосхваления». Именно поэтому, после того, как Господь сказал, что необходимо для угождения Ему, говорит нам КАК это необходимо делать. На первый взгляд это очень сложная заповедь: «не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас» (Мф., 6, 1). Достаточно сложно помогать человеку так, чтобы об этом ни он, никто другой не знал. Хотя, думается, что многие кое-что делали и делают, так что и вправду никто об этом кроме Бога не знает. Подчас о своих делах забывает и сам делатель. Не делать милостыни пред людьми, значит не делать напоказ, не делать, чтобы похвалили, чтобы отметили, какой «ты хороший человек». При этом, для многих совсем не обязательно, что бы похвалил кто-то со стороны. Для отнятия награды небесной достаточно, что бы кто-то внутри нас прошептал похвальное слово: «ах, как хорошо сделал, какой молодчина!».

лепта вдовицы    Господь ставит сложную и благостную задачу собственного забвения своей же доброты: «когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая» (Мф, 6, 3).
   Мы по опыту знаем, как задумки «добрых» дел могут привести к печальному результату. Именно дух тщеславия может разрушить даже самое хорошее и нужное дело. Подвижники благочестия нередко терпели от этого недуга поражения. Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Страшно преобладание тщеславия; оно может ослепить очи и мудрых людей, если они не станут бодрствовать». (Твор. Иоанна Златоуста, Т.8, 59. СПб., 1902). Оказывается, и мудрость не спасает в делании добра от тщеславия.
   Для того, чтобы не знать о своих положительных качествах, необходимо знать об Истинном Доброделателе. Именно поэтому, далее нам с вами Господь в Евангелии дает молитву. В ней, говоря: «да приидет, да будет, да святится…» мы должны осознавать факт имения в себе хорошего – только от Бога. Призывая Его себе на помощь, знаем обетование Христа: «… без Меня не можете делать ничего». Эта уверенность, что хорошее только от Бога порождает смирение, искореняющее дух тщеславия.
   В сегодняшние приготовительные к Великому посту дни следует понять, что как бы мы с вами хорошо ни постились, как бы усердно не молились, и даже как бы много мы не жертвовали, все это может оказаться напрасным, если забудем о смирении. В плоть и кровь, в саму душу должно войти сознание, что все добрые дела и намерения – не наше, а Богово. Пусть Ему и слава воздастся: «Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему дай славу, ради милости Твоей, ради истины Твоей» (Псалтирь 113:9).
   Аминь.

Протоирей Георгий Морохин, настоятель
Свято-Екатерининского храма г. Судогда, февраль 2006 г.
Проповедь перед Великим Постом.


крест