Православие на земле Судогодской карта сайта послать письмо
главная
храмы
за Христа пострадавшие
Святые
публикации
воспоминания
новости
в гостях у батюшки
воскресная школа
ваша помощь и милосердие
фотоальбом
публикации

Резервация для православия


   Резервация нам хорошо знакома по фильмам про американских индейцев, бледнолицые отняли у краснокожих хорошие, плодородные земли, отстреляли большую часть непокорных аборигенов, остальным отвели для жалкого существования малопригодные пустыни. Современные потомки некогда свободолюбивого народа зарабатывают на жизнь тем, что разыгрывают для туристов исторический спектакль с перьями, луками, томагавками.
   Нечто подобное мы наблюдаем в современной России. Общество ожидает духовного рассвета, а в промежутках между политическими кризисами и дефолтами желает развлекаться сценами из жизни Святой Руси. Что вызывает у сценаристов СМИ наибольший интерес? Зрелища крестных ходов со священниками в богатых ризах, освящение новых храмов, купание в проруби и тому подобное. Все это, оторванное от подлинных проблем Церкви, создаёт вредную иллюзию "возрождения".
   Православные - это остатки коренного населения России. Лучшую его часть «отстрелили», большую долю храмов разорили, церковную собственность отобрали. В электронных СМИ редко услышишь слово правды о православии. Справедливости ради, надо признать, что и современные христиане могут с удовольствием участвовать в «экранизациях» СМИ – говорить, что нравится публике, выглядеть как музейные экспонаты прошлого. Как известно, церковь не участвует в выборных органах власти, священники не могут совмещать свое служение с деятельностью депутата, сенатора, госслужащего. За годы реформ в стране так и не появилось партии, движения внятно и авторитетно представлявшего интересы церкви и всего православного сообщества.
   Экономические «реформы» породили глобальные сдвиги в массовом сознании. Всеобщее стремление к стяжанию материальных благ, забвение нравственных норм, примитивизм маскульта, делают невозможным для огромного большинства обращение к духовному наследию православной культуры. За исключением небольшого числа крупных городов православные общины провинции переживают сильнейший внутренний кризис – крайне мало образованной и дееспособной молодежи и поколения 30-40-летних. Особенно мало мужчин.
   Российские городки с населением по 10-30 тысяч с разрушенной промышленностью превращаются в гетто. Все мало-мальски трудоспособное население выезжает на заработки поближе к столице. Остаются старики, больные, дети, связанные нуждой люди и негодные ни к чему «трудовые резервы». Эти несчастные и становятся главной паствой наших провинциальных священников. Совершенно очевидно, что им и приходится противостоять самым чудовищным порокам, которые стремительно развиваются на социальном дне. Иногда об этом могут сказать в СМИ, но никто не посмеет признать, что море нравственного распада медленно, но верно заливает Россию. Силы не равны. А больным говорят, что они здоровы.
   Эти проблемы зависят от качества священнослужителей, а их надо готовить с молодых лет. Для этого нужны воскресные школы и книги, духовные училища и семинарии, и многое другое. Без финансирования в наше время невозможно поддержать на сколько-нибудь приемлемом уровне духовное образование. Наше общество не готово к этому здравому поступку по ряду обстоятельств.
   Укажу на очень важную и ни разу не прозвучавшую нигде в печати психологическую причину. Общественное сознание не приемлет образ священника, активно участвующего в государственной жизни и бизнесе, тогда как эти две сферы могут реально решить хотя бы одну финансовую проблему глобального духовного кризиса. Исторически сложилось так, что последние три столетия Русская Церковь была придатком, падчерицей в русском государстве. Государство ее кое-как содержало. Изрядно сократило количество монастырей и монахов в 18 веке, положило крохотное содержание многодетному православному духовенству, при удобном случае секло его на конюшнях как дворовых крестьян.
   У великого Лескова в «Соборянах» семинарист отвечает на вопрос о своем благосостоянии: движимое имущество – это хибара, движущаяся от ветра, а недвижимое – корова и старая мать-дьячиха. Обе не движутся – одна от бескормицы, а другая от дряхлости. Такое существование либо порождало подвижников благочестия, либо опускало в беспросветную нищету, производившую на свет поповичей-революционеров. Последних наши современники забыли... Напрасно. Они еще напомнят о себе.
   Как ни банально звучит, но «новому русскому» бизнесмену и политику приятно следующее пасторальная картинка. Где-то в глуши есть храм – красивый и древний, есть батюшка – добрый и плачущий, все прощающий. В небольшом селе нет проклятой, надоевшей в мегаполисе цивилизации, воды и электричества, телевизора и компьютера, и людей в храме почти нет. Никто и ничто не отвлекает от приятного самосозерцания на тему – путешествие в 19 век.

   Некоторые из православных вовремя сориентировались – за такие декорации иногда хорошо подают. Про один такой приход в глубинке мудрый христианин сказал: «Для москвичей создан». Полный сервис там включал ключевую воду, каравай домашней выпечки и нетрадиционных, не канонизированных «святых» вроде Гришки Распутина. За эти спектакли и артисты, и довольная публика заплатят дорогую цену. Мы расплатимся родиной.
   Согласимся, что священник, пытающийся заработать или найти деньги для прихода, подчас делает это в ущерб своему служению. Есть и такие, для которых ряса лучшая маскировка своей алчности. Святой Сергий Радонежский запрещал своим монахам собирать милостыню. Но был и преподобный Иосиф Волоцкий, который отстаивал церковное достояние, ибо без него Церковь быстро попала бы под безраздельную власть сильных мира сего.
   Нынешнее демократическое государство не удосужилось вернуть Церкви то имущество, которое позволило бы ей нормально жить, осуществлять не декоративные благотворительные программы, а реальные. Раньше главным средством производства была земля. Труд земледельца (крестьянин тоже, что христианин) был почетен. Однако сейчас иное время, на сельскохозяйственном производстве в России в условиях нынешнего рынка можно лишь сводить концы с концами. Только торгово-промышленный капитал позволяет получать большие доходы. С 2002 года приходы Русской Церкви обложены налогом на прибыль со свечей, крестин, отпеваний, венчаний. Это уже было до 17 года. Государство выгребало свечной ящик, а потом революционеры выгребли государство.
   Удивительно, но это решение совпало с открытием четырех католических епархий в России. За спиной российских католиков государство Ватикан, отлаженное веками, не подвергавшаяся экспроприациям финансовая структура и благоприятная коньюктура – за один «зеленый» - тридцать «деревянных». Русской Православной Церкви выкручивают руки всеми способами: финансовым, психологическим и другими. Да, у нас есть семинарии, но только три из них существовали до 1988 года. У нас много священников, но две трети из них были рукоположены не более 12 лет назад. У нас много монастырей, но только три существовало до перестройки.
   Миссионерское воинство, вторгшееся в Россию, шапками не закидаешь. Еще в 19 веке иезуиты от политики «плаща и кинжала» перешли к созданию лучших учебных заведений Европы. Католики имеют глубокую научно-богословскую традицию изучения православия, русской истории и культуры. Для этих целей и был создан Руссикум в Ватикане. С телеэкранов на русский народ смотрят умные, образованные католические падре сериалов. Парадокс, но наш зритель прощает им «современность», а наших батюшек с готовностью по-латински величает «святыми отцами», но любит в них милую сердцу архаичность – «честную браду», а не скобленое рыло.
   Недавно Московская Духовная Академия обзавелась компьютерным кабинетом. Спонсором выступил господин Сорос. Не надо бы принимать сомнительных подарков от подозрительных друзей. Не этично использовать «дареного коня» для критики общепризнанного отца российского дефолта. Компьютер опять же повредит нашему благочестивому имиджу в глазах прогрессивной общественности, для которой церковь не мать, а мачеха. Она позволяет ей побираться по заграницам.
   Что делать православным? Резервация страшна, если мы готовы стать в ней декоративными индейцами для бледнолицых. Не будем строить баррикады вместе с социальными изгоями против богатых. Православие призвано объединить русский народ. Для этого оно должно стать деятельным, не побираться, а трудиться, устрояя свою независимость от власти и бизнеса. Святые отцы заповедали нам один путь спасения – молитва и труд. Не будем гнушаться современных форм деятельности, исключая лишь подлинный соблазн для народа. Святейший патриарх Тихон писал: «Пусть мое имя погибнет в истории - лишь бы Церкви была польза». Покойный митрополит Николай Нижегородский как-то сказал: «Хлебом, церковным вином и водой нам заниматься можно». По крайней мере это лучше, чем участие в театральных постановках в эпоху развала отечества, да и актерство всегда у православных считалось худшей профессией.

      Протоиерей Максим Хижий, 2005г. maxim-priest@mail.ru


крест