Православие на земле Судогодской карта сайта послать письмо
главная
храмы
за Христа пострадавшие
Святые
публикации
воспоминания
новости
в гостях у батюшки
воскресная школа
ваша помощь и милосердие
фотоальбом
публикации

Приходской листок к началу Великого проста.

Приходской листок к Великому посту 2013 года

СМЫСЛ ПОСТА

Рождество Христово Великий пост - это важнейший и самый древний из многодневных постов, это время подготовления к главному православному празднику - Светлому Христову Воскресению.

Но очистится ли наша душа, если мы не съедим, скажем, мясную котлету или салат со сметаной в среду или пятницу? Или, может быть, мы сразу попадем в Царство Небесное только за то, что вообще не едим скоромного? Едва ли. Слишком уж просто и легко далось бы тогда то, ради чего Спаситель принял страшную смерть на Голгофе. Нет, пост - это прежде всего духовное упражнение, это возможность сораспяться со Христом и в этом смысле - наша малая жертва Богу.

Жертва Богу - дух сокрушенный (Пс. 50, 19). Суть поста не в том, чтобы отказаться от некоторых видов пищи или развлечений, и даже от насущных дел, а в том, чтобы отказаться от того, что всецело поглощает нас и удаляет от Бога. Пост - это время служения Богу молитвой и покаянием.

Пост утончает душу для покаяния. Когда усмиряются страсти - просветляется духовный разум. Человек начинает лучше видеть свои недостатки, у него появляется жажда очистить свою совесть и покаяться пред Богом. По словам святителя Василия Великого, пост делается как бы крыльями, возносящими молитву к Богу. Святитель Иоанн Златоуст пишет, что "молитвы совершаются со вниманием особенно во время поста, потому что тогда душа бывает легче, ничем не отягощается и не подавляется гибельным бременем удовольствий". Для такой покаянной молитвы пост - самое благодатное время.

"Воздерживаясь от страстей во время поста насколько у нас хватает сил, мы будем иметь полезный телесный пост, - поучает преподобный Иоанн Кассиан. - Утруждение плоти, соединенное с сокрушением духа, составит приятную жертву Богу и достойную обитель святости". И действительно, "можно ли назвать постом только соблюдение одних правил о невкушении скоромного в постные дни? - ставит риторический вопрос святитель Игнатий (Брянчанинов), - будет ли пост постом, если, кроме некоторого изменения в составе пищи, мы не будем думать ни о покаянии, ни о воздержании, ни об очищении сердца через усиленную молитву?"

Пост установлен для всех: и монахов, и мирян. Он не является повинностью или наказанием. Его следует понимать как спасительное средство, своего рода лечение и лекарство для каждой человеческой души.

Но при неправильном отношении к посту, без понимания его истинного смысла, он может, наоборот, сделаться вредным. В результате неразумного прохождения постных дней часто появляются раздражительность, озлобленность, нетерпеливость или же тщеславие, самомнение, гордость. А ведь смысл поста заключается именно в искоренении этих греховных качеств. Цель поста - искоренение пагубных проявлений души и стяжание добродетелей, чему способствуют молитва и частое посещение богослужений в храме (по преподобному Исааку Сирину - "бодрствование в службе Божией").

"Многие христиане... считают грехом съесть, даже по немощи телесной, в постный день что-либо скоромное и без зазрения совести презирают и осуждают ближнего, например знакомых, обижают или обманывают, обвешивают, обмеривают, предаются плотской нечистоте, - пишет святой праведный Иоанн Кронштадтский. - О, лицемерие, лицемерие! О, непонимание духа Христова, духа веры христианской! Не внутренней ли чистоты, не кротости ли и смирения требует от нас прежде всего Господь Бог наш?" Подвиг поста ни во что вменяется Господом, если мы, как выражается святитель Василий Великий, "не вкушаем мяса, но поедаем брата своего", то есть не соблюдаем Господних заповедей о любви, милосердии, самоотверженном служении ближним, словом, всего того, что спросится с нас в день Страшного суда (Мф. 25, 31-46).

Смысл поста - в совершенствовании любви к Богу и ближним, потому как именно на любви основывается всякая добродетель.

От чрезмерного поста могут также появиться раздражительность, озлобленность вместо чувства любви, что также свидетельствует о неправильности его прохождения. У каждого своя мера поста: у монахов одна, у мирян может быть другая. У беременных и кормящих женщин, у престарелых и больных, а также у детей, с благословения духовника, пост может быть значительно ослаблен.

Итак, постясь телесно, постимся и духовно. Соединим пост внешний с постом внутренним, руководствуясь смиренномудрием. Очищая тело воздержанием, очистим и душу покаянной молитвой для обретения добродетелей и любви к ближним. Вот это и будет истинный пост, приятный Богу, а значит, и для нас спасительный.

Праздники, седмицы и особенности богослужения в Великий пост

Великий пост включает Св. Четыредесятницу (первые сорок дней) и Страстную седмицу. Между ними находится Лазарева Суббота и Вход Господень в Иерусалим. Таким образом Великий Пост длится семь недель (вернее 48 дней).

Последнее воскресенье перед Великим постом называется Прощеным. На литургии читается Евангелие с частью из Нагорной Проповеди, где говорится о прощении обид нашим ближним, без чего мы не можем получить прощения грехов от Отца Небесного, о посте, и о собирании небесных сокровищ. Сообразно с этим Евангельским чтением, христиане имеют благочестивый обычай просить в этот день друг у друга прощения грехов, ведомых и неведомых обид. Это один из важнейших подготовительных шагов на пути к Великому Посту.

Первая неделя поста, вместе с последней, отличается своей строгостью, а богослужения продолжительностью.

Св. Четыредесятница, которая напоминает нам о сорока днях проведенных Иисусом Христом в пустыне, начинается с понедельника, называемого чистым. Богослужение отличается тем, что, во все продолжение Св. Четыредесятницы, по понедельникам, вторникам и четвергам не бывает литургии (если в эти дни не случается праздника).

Первые четыре дня Великого поста (понедельник-четверг) вечером в православных храмах читается Великий Канон преподобного Андрея Критского — вдохновенное произведение, излившееся из глубины сокрушенного сердца святого человека.

В первую пятницу Великого Поста положенная в этот день по уставу литургия преждеосвященных даров завершается не совсем обычно. Читается канон св. великомученику Феодору Тирону, после чего на середину храма выносится коливо — смесь из вареной пшеницы и меда, которую священник благословляет с чтением особой молитвы, а затем коливо раздается верующим. В первое воскресенье Великого поста совершается так называемое «Торжество православия», установленное при царице Феодоре в 842 г. о победе православных на Седьмом Вселенском соборе. В конце литургии священнослужители совершают молебное пение на середине храма перед иконами Спасителя и Божией Матери, молясь Господу об утверждении в вере православных христиан и обращении на путь истины всех отступивших от Церкви.

Во второе воскресение Великого поста Русская Православная Церковь вспоминает одного из великих богословов - святителя Григория Паламу, архиепископа Фессалонитского, жившего в XIV веке. Согласно с Православной верой он учил, что за подвиг поста и молитвы Господь озаряет верующих благодатным Своим светом, каким сиял Господь на Фаворе.

В третье воскресенье Великого поста за Всенощной выносится после Великого славословия Святой Крест и предлагается для поклонения верующим. Св. Крест остается для поклонения в течение недели до пятницы, когда он, после часов, перед литургией вносится обратно в алтарь. Поэтому третье воскресенье и четвертая седмица Великого поста называются Крестопоклонными.

В 2013 году день Благовещения выпадает на третье воскресенье Великого поста. Это один из самых знаменательных и волнующих душу христианина праздников, посвященных вести, которую принес Деве Марии Архангел Гавриил, о том, что в скором времени она станет Матерью Спасителя Человечества.

В четвертое воскресенье вспоминается Св. Иоанн Лествичник, написавший сочинение, в котором показал лествицу или порядок добрых деяний, приводящих нас к Престолу Божию. В четверг на пятой неделе совершается так называемое "стояние Св. Марии Египетской".

В субботу на пятой неделе совершается "Похвала Пресвятой Богородице". Читается торжественный акафист Богородице.

В пятое воскресенье Великого Поста совершается последование преподобной Марии Египетской. Церковь дает в лице преподобной Марии Египетской, образец истинного покаяния и, для ободрения духовно-труждающихся, показывает на ней пример неизреченного милосердия Божия к кающимся грешникам.

Шестая седмица посвящена приготовлению постящихся к достойной встрече Господа с ветвями добродетелей и к воспоминанию страстей Господних.

Лазарева суббота приходится на 6-ю неделю Великого Поста; между Четыредесятницей и Входом Господнем в Иерусалим.

В шестое воскресенье Великого поста отмечается великий двунадесятый праздник — Вход Господень в Иерусалим. На Всенощной после прочтения Евангелия не поется "Воскресение Христово", а читается непосредственно 50-й псалом и освящаются, молитвой и окроплением святой водой, распускающиеся ветви вербы (ваиа) или других растений.

Страстная седмица

Эта неделя посвящена воспоминаниям страданий, смерти на кресте и погребению Иисуса Христа. Всю эту неделю христиане должны проводить в посте и молитве. Этот период траурный и поэтому одеяния в церкви бывают черные. По величию воспоминаемых событий все дни Страстной Недели называются Великими. Особенно умилительны воспоминаниями, молитвами и напевами последние три дня.

Понедельник, вторник и среда этой седмицы посвящены воспоминанию последних бесед Господа Иисуса Христа с народом и учениками.

В Великую среду Страстной недели воспоминается предательство Иисуса Христа Иудой Искариотским.

В Великий четверг вечером за всенощной (которая есть утреня Великой пятницы) читаются двенадцать частей Евангелия о страданиях Иисуса Христа.

В Великую пятницу во время вечерни выносится из алтаря и полагается на середину храма плащаница, таким образом совершается в воспоминание снятия с креста тела Христова и погребения Его.

В Великую субботу на утрени, при погребальном звоне колоколов и при пении "Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас", — плащаница обносится вокруг храма в воспоминание сошествия Иисуса Христа в ад, когда телом Он пребывал во гробе, и победы Его над адом и смертью.

ВОПРОСЫ

Как часто нужно причащаться?

Вопрос о количестве Причастий очень индивидуальный. Я бы его сравнил с личной гигиеной. Это не значит, что по этому поводу не надо ни с кем советоваться, определяя все самостоятельно. Просто у каждого человека именно в этом вопросе должен быть индивидуальный подход, и определять его должен он в совете со священником. Например, если человек часто болеет или женщина непраздна, ребенок малолетний - их количество Причастий естественно должно отличаться, так же как и подготовка ко Причастию от человека здорового, ежедневно занятого светской работой.

Можно ли детям до 7 лет есть перед Причастием?

Ребенок взрослеет постепенно. 7 лет - граница чисто условная, которая лишь определяет название младенец или отрок. Поэтому и готовить к отрочеству ребенка необходимо постепенно. В грудном возрасте ребенок не выдержит долго без материнского молока. Но в 5-6 летнем возрасте ребенок не только способен научиться началам воздержания в пище, он может и своими поступками руководить. Поэтому необходимо плавно приучить ребенка к воздержанию от пищи и даже пития.

К каким иконам и сколько нужно ставить свечи, чтобы у меня все было хорошо (со здоровьем, на работе и т.д.)?

При постановке такого вопроса лучше вообще свечи никуда не ставить. Свеча - это символ нашей молитвы и нашей жертвы. Если нет молитвы, и если нет понятия о жертвенности, то смысла в свечи никакой нет. А молиться надо не только, чтобы "крокодил поймался", или "кокос рос". В молитве главное - общение с Богом. Но это общение должно быть регулярным и не эгоистичным. Начинающим я бы посоветовал молиться по правилу Серафима Саровского ежедневно утром и вечером: "Отче наш" (3 раза), "Символ веры" (1 раз), "Богородице Дево, радуйся" (3 раза).

НОВОСТИ

Строительные новости:

В Свято-Екатерининском храме проводятся следующие строительно-реставрационные работы:
- укрепление стен;
- завершилась установка восемнадцати окон;
- изготовлены проекты внутреннего обустройства Центрального придела, алтаря, иконостаса;
- приобретено отопительное оборудование для строящегося придела;
- изготавливается резной иконостас;
- реставрируются старинные иконы для иконостаса и пишутся новые.

Планируется:

- установить капитальную кирпичную перегородку в северной части Екатерининского придела;
- установить хоры и лестничные марши;
- смонтировать и обвязать отопление;
- в ближайшее время будут начаты работы по изготовлению главок (южной и северной).

Прочие новости:

- Дети воскресной школы начали подготовку к пасхальному утреннику, сценарий к которому был написан Лебедевой И.А.;
- 2 марта в ново-написанную икону свт. Афанасия Ковровского была вложена частица его святых мощей;
- 16 февраля и 16 марта в Свято-Екатерининском храме состоялись акции "Помоги построить храм". Они представляли собой уборку территории храма добровольными помощниками от битого кирпича, снега, досок и прочего строительного мусора.
- Таинства Елеосвящения (Соборования) Великим постом состоятся 29 марта и 12 апреля в 16-00.

П О С Т

Как трудно Пост держать душою грешной,
Когда так тяжело себя блюсти во всём:
Как не обидеть, не задеть небрежной
Жестокой фразой вдруг - и позабыть потом.

Совсем не просто каждую минуту
Смотреть со стороны в лицо, в свои глаза -
Чтоб не посеять в чье-то сердце смуту,
Со всеми быть простой, внимательной всегда.

Как сложно милосердной, справедливой
Быть как к друзьям родным, так к недругам своим -
Как будто злой огонь неугасимый
Сжигает доброту, оставив только дым.

И бесконечно трудно быть любезной,
Ведь временами так и душит сердце зло;
Как побороть порою безнадежный
Прилив большой тоски, сверлящей мне чело…

Как хочется мне чистой стать и честной
К другим, к себе самой - к душе больной своей:
Обнять душой любимый мир безбрежный -
И доброй стать ко всем, полезной для людей.

Как жажду я Постом очистить душу -
И в то же время страх, как будто нету сил…
О Господи, дай мудрости - чтоб службу
Тебе, душе своей и людям принести!

Прости меня, мой Боже - я не славна,
Грешна и, как дитя, совсем еще глупа!
Но я мечтаю, что иною стану
И к счастью я приду - и буду жить всегда!..

Юлия Н.

крест