Православие на земле Судогодской карта сайта послать письмо
главная
храмы
за Христа пострадавшие
Святые
публикации
воспоминания
новости
в гостях у батюшки
воскресная школа
ваша помощь и милосердие
фотоальбом
публикации
Приходской листок

Великий пост (27 февраля-14 апреля).

Календарное начало Великого поста, входящего в структуру подвижного годового цикла, определяется датой Пасхи конкретного года и в 2012 году начинается 27 февраля. Пост не может начинаться с дня воскресного, поэтому трехнедельный подготовительный период насчитывает четыре воскресенья. Все воскресенья (по-славянски "недели") подготовительного периода и собственно Великого поста имеют нумерацию и особые заголовки, указывающие темы их богослужебных воспоминаний:

- неделя о мытаре и фарисее;
- неделя о блудном сыне;
- неделя мясопустная (о Страшном Суде);
- неделя сыропустная (воспоминание Адамова изгнания или Прощеное воскресенье).

Прощеное воскресение.

Заканчивается последняя подготовительная неделя или, по-церковному, сырная седмица. Она называется так потому, что церковный Устав позволяет есть только молочные продукты, яйца и рыбу. Смысл этого древнего обычая (зафиксированного уже в V в.) в том, чтобы «мало-помалу приучать себя отступать от приятных яств и без печали переходить к великопостному воздержанию». Согласно преданию, обычай превратился в закон после обета, данного византийским императором Ираклием (610-641), который воевал с персидским царем Хосроем, захватившим Святую землю. В случае победы он обещал Богу отказаться от мяса ещё и в неделю перед постом. Соответственно, последнее перед постом воскресенье именуется сыропустным: в этот день происходит "отпуст", т. е. прекращение вкушения сыра и молочных продуктов.

В это воскресенье в молитвах и песнопениях Церковь вспоминает грехопадение прародителей, происшедшее по причине недоверия к словам Создателя и невоздержания. Это образ гордыни и темного бунта своеволия, приведшего к разрушению первоначальной гармонии ("изгнанию из рая"). Все мы в большей или меньшей степени заражены недугом ложного самоутверждения, означающего на деле лишь пленённость человека низшими иррациональными стихиями, неспособность критически посмотреть на себя со стороны. Человек начинает жить по природному закону пожирания сильными слабых, отказываясь от звания homo sapiens. Мы с грустью наблюдаем это вокруг себя. Воздерживаясь на время от животной пищи (разумеется, если позволяет здоровье), христианин сознательно противится этому страшному закону, пытаясь обрести свое человеческое достоинство, не унижая в то же время других, «слабых в вере». В этом, а не в "разгрузочном изменении рациона" смысл поста.

Это же воскресенье называется прощёным. За богослужением читается евангельское поучение о бессмысленности начинать дело личного духовного совершенствования, не примирившись с ближними. Кроме того, у древних палестинских монахов из лавры Святого Саввы существовал обычай расходиться в этот день по пустыне и проводить пост поодиночке, собираясь вместе в монастыре к празднику Входа Господня в Иерусалим. Перед расставанием они заранее испрашивали друг у друга прощения, ведь никто не знал вернется ли он живым (тогда там водились львы, подстерегали их и другие опасности).

В память этой психологически гениальной традиции в наших храмах совершается трогательный и поучительный Чин прощения, когда священник просит прихожан простить ему причиненные им вольные или невольные обиды, становясь при этом на колени и делая земной поклон. Люди сначала просят у него ответного прощения, а затем друг у друга и целуются в знак примирения. Сказать другому "прости меня!" может каждый и не обязательно в церкви. Правда, для многих это необыкновенно трудно, а для иных гордецов, как правило, людей ограниченных, совсем невозможно.

Великий пост

"Великий пост - это время радости, время, когда мы можем ожить, когда мы отряхиваем с себя все, что в нас обветшало и омертвело, - для того, чтобы обрести способность жить, - жить со всей глубиной и интенсивностью, к которым мы призваны". (Митрополит Сурожский Антоний)

Великий пост важнейший покаянный период христианского календаря, предназначенный для духовно-нравственной подготовки верующих к празднованию Светлого Христова Воскресения, или Пасхи. Этот пост предваряется тремя подготовительными неделями ("седмицами"), постепенно вводящими христиан в строгий богослужебный и бытовой жизненный ритм, и начинается с Чистого понедельника, следующего за Прощеным воскресеньем.

Великий пост в традиционном понимании продолжается семь недель и состоит из двух неравнозначных по смыслу и продолжительности временных периодов: "Святой четыредесятницы" (букв, "сорокадневицы"), установленной в память сорокадневного поста Иисуса Христа в пустыне перед выходом на общественное служение (оканчивается в пятницу накануне Лазаревой субботы), и "Страстной седмицы".

В Великом посте "Недели" (воскресенья) имеют наименования, согласно вспоминаемым в них событиям или святым:

- Торжество Православия;
- святителя Григория Паламы;
- Крестопоклонная;
- преподобного Иоанна Лествичника;
- преподобной Марии Египетской;
- неделя Ваий («пальмовых ветвей»),
она же Неделя цветоносная, или, в русской традиции, Вербное воскресенье, когда совершается двунадесятый праздник Входа Господня в Иерусалим (за которым следует Страстная седмица).

Богослужебные особенности

Отменяется служение евхаристической Литургии в понедельник, вторник и четверг; в среду и пятницу совершается Литургия Преждеосвященных Даров, в субботу Литургия Иоанна Златоуста, в воскресенье Литургия Василия Великого. В первые четыре дня Великого поста и в четверг (обычно в среду) пятой седмицы читается Великий канон Андрея Критского. В субботу этой же, пятой седмицы (в приходской практике вечером в пятницу) читается Акафист Пресвятой Богородице ("Взбранной Воеводе победительная..."), единственный (!) акафист, предписанный церковным Уставом. Нормативная структура церковных служб пополняется особыми песнопениями и молитвами, в том числе знаменитой молитвой преподобного Ефрема Сирина, суммирующей покаянный путь христианина:

"Господи и Владыко живота (жития) моего! Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми.
Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви даруй ми, рабу Твоему.
Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения, и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь".

В 1836 году один петербургский прихожанин дал переложение этой глубокой и проникновенной молитвы в александрийских стихах, отличающихся большой смысловой точностью.

«Отцы-пустынники»

Отцы пустынники и жены непорочны,
Чтоб сердцем возлетать во области заочны,
Чтоб укреплять его средь дольних бурь и битв,
Сложили множество божественных молитв.

Но ни одна из них меня не умиляет,
Как та, которую священник повторяет
Во дни печальные Великого поста
Всех чаще мне она приходит на уста.

И падшего крепит неведомою силой:
Владыко дней моих! Дух праздности унылой,
Любоначалия, змеи сокрытой сей,
И празднословия не дай душе моей.

Но дай мне зреть мои, о Боже, прегрешенья,
Да брат мой от меня не примет осужденья,
И дух смирения, терпения, любви
И целомудрия мне в сердце оживи.

А.С. Пушкин

Информация

26 февраля в Прощеное воскресенье по окончании поздней Литургии и Чина прощения (примерно в 11-30) на прилегающей к храму территории ( в ограде и сквере) состоится праздничное гуляние с чаепитием, блинами, играми, забавами для детей и взрослых.

Продолжается восстановление Свято-Екатерининского храма. В 2012 году запланировано возведение центрального купола и установление маковки с крестом. Эти работы включают в себя: изготовление и установку "журавцов" стропильной системы сферического вида, установление на журавцы барабана диаметром два метра, изготовление и установление на барабан главки с крестом из нержавеющей стали покрытой нитридтитаном, обшивка малого и большого барабана оцинкованным железом, покрытым белой краской, обшивка журавцов купола железом, покрытым нитридтитаном. Планируются также работы внутри и снаружи храма: замена прогнившей части и утеплителя потолка, укрепление стен храма, водоотводные мелиорационные работы от стен храма.

Неделя о мытаре и фарисее

"Два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю. Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику! Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится (Лк. 18; 10-14).

"Истинный пост есть воздержание от всякого зла. Постясь телесно, постись и духовно. Да постится УМ от суетных помышлений, ПАМЯТЬ от злопомнения, ВОЛЯ от злого хотения, ЯЗЫК от осуждения, лжи, праздного слова. Без всего этого пост становится диетой". (Митрополит Сурожский Антоний).

В церковном обиходе существует слово "говение". ГОВЕНИЕ - (греч. букв, "осторожность", "предусмотрительность", "благоговение"; лат. pietas, "благочестие") термин, обозначающий особое приготовление верующего к таинству покаяния и принятию вслед за этим Святых Тайн (причащению). Объем содержания этого понятия со временем существенно менялся. Согласно предписанию всё ещё действующего у нас монастырского (!) Церковного Устава (Типикона), говение в обычное время состоит в недельном с понедельника по субботу посте и воздержании от развлечений, в посещении за этот период всех богослужений (или хотя бы в три последних дня), регулярных домашних молитвах, чтении духовной литературы и, по возможности, делах милосердия. Говеющий же во время многодневного поста усиливает его для себя отказом от какой-либо части дозволенной (постной) пищи. Завершается говение исповедью (в субботу вечером или непосредственно перед воскресной Литургией) и участием в Таинстве Евхаристии (причащении).

крест