С возвращением!
История системы образования в России, также сложна и переменчива, как судьба самой России. В самом начале девятнадцатого века в России было образовано Министерство народного просвещения и определена структура образовательных учреждений. Основными ее звеньями стали приходские и уездные училища, гимназии и университеты. Все звенья народного образования находились в вертикальной зависимости, перед ними в качестве одной из задач ставилась подготовка учащихся к переходу на следующую ступень обучения. Обучение было бесплатным.
Вероятно, тогда, в первом десятилетии позапрошлого века, передовые люди Судогды озаботилось открытием в городке приходского училища – базовой единицы образования того времени. Так в 1809 году на Дворянской улице и возникло приходское училище. Поначалу обучение там было рассчитано на год. Содержание занятий здесь составляли Закон Божий, чтение, письмо, арифметика, чтение и объяснение книги "Краткое наставление в сельском домоводстве».
На протяжении более ста лет приходские школы и училища были самым распространённым типом начальной школы в России. В конце девятнадцатого века приходские учебные заведения стали одноклассными и двухклассными, в первых - курс обучения продолжался три года, а во вторых - четыре года. Здесь традиционно обучали Закону Божьему, церковному пению, чтению книг церковной и гражданской печати, письму и арифметике; в двухклассных училищах добавлялись начатки русской истории, географии, черчение и рисование. На предметы, связанные с религией, отводилось свыше 40% всего учебного времени. Нет сомнений, что благодаря приходским училищам уровень общей грамотности населения страны заметно вырос.
Задача журналиста любого печатного издания – выдать удобовразумительный текст, а его основные союзники в этом специфичном деле, это умение наблюдать, слушать и даже подмечать о чём думают окружающие люди. Картинку о том, как 1 сентября в Судогде прошло открытие нового здания православной школы нам показало областное телевидение, во многом - благодаря инициативе сотрудницы ВГТРК Ирины Благонравовой, давнего друга и прихожанки Свято-Екатерининского прихода.
Переезд «гимназистов» в обновлённое здание по адресу Красная, 25 – действительно историческое событие для нашего городка. Все знаковые вехи, как известно, обязательно должны быть отмечены особой торжественностью, чтобы подчеркнуть их значимость.
Эта школа ломает все устоявшиеся представления о среднем общеобразовательном учреждении: мало того, что она частная, она ещё и православная. И расположена она не где-то в шумной губернской столице, где подобный факт не вызывает особого резонанса, ввиду городских масштабов, а в нашей провинциальной Судогде. И верхом удивления стало известие о том, что эта самая школа обрела своё собственное здание, и какое! Ведь двухэтажный особняк на бывшей Дворянской – настоящая колыбель образования для десятков поколений наших земляков...
Всё началось с молебна на начало учебного года. Отцу Георгию сослужили священники Судогодского благочиния. По окончании молебна под сводами храма звучали напутственные слова, поздравления, благодарности. Духовником школы стал настоятель ликинского Храма Рождества Пресвятой Богородицы протоиерей Геннадий Доброхотов. От имени областного педагогического сообщества приветствовала ребят и их родителей Светлана Блинова - кандидат философских наук, почетный работник общего образования РФ, методист Владимирского института развития образования. Добрые ангелы-хранители школы - бойцы отряда спецназа УФСИН "Мономах". Их тёплые слова и наставления школьники слушали с особым чувством.
Когда два года назад школа приняла первых учеников в стенах Екатерининского храма, было немало скептиков, утверждавших, что чудачества и эксперименты местной православной общины во главе с неутомимым отцом Георгием скоро закончатся или сойдут «на нет». А 14 смешных и милых мальчиков и девочек в странной форме через какое-то время разбредутся по нормальным школам.
Несмотря на трудности, этого не произошло. Школа набрала первоклашек и в пятнадцатом году. А в июле того же года ей было передано здание на Красной. Год усердной работы, сомнений и горячей веры увенчался успехом – практически бесхозяйный «сборный пункт» самых разных учреждений превратился в настоящее учебное заведение.
К месту новой дислокации школы шли радостным крестным ходом. Впереди – шествия – образ святой великомученницы Екатерины, небесной покровительницы «гимназистов». Бывшую почту сегодня не узнать: подновлённый фасад, новые окна, резная металлическая ограда, сделанная с особым тщанием и любовью местными мастерами.
Несмотря на пасмурный день, настроение было светлым. У ворот школы состоялась торжественная линейка, продолжались поздравления, дарились подарки. Список помощников школы – весьма внушителен. Среди тех, кто внёс свою лепту в открытие новой школы: глава администрации Судогодского района Александр Смирнов, Владимирская областная патриотическая общественная организация «Милосердие и Порядок», руководители районных предприятий – Василий Сафьянов, Александр Пискарёв, Сергей Волженков, Павел Новиков, Татьяна Янковская, Ирина Романова, Александра Федосеева, Евгений Лебедев. Отмечены заслуги Антона Ефремова, Юрия Юрко, Евгении Карелиной, Екатерины Набережновой, Олега Кучерик.
Сердечная благодарность – прихожанам храма, учителям, родителям школьников, шефам – отряду «Мономах» за проведение субботников по уборке здания и территории школы. В этом ряду директор просил особо поблагодарить Александра и Марка Грушиных.
Линейка продолжилась гимном школы - гимназисты знают слова наизусть и поют с особым благоговением. Огромной радостью для всех стал приезд митрополита Владимирского и Суздальского Евлогия. Владыка подъехал как нельзя кстати – он завершил торжественную церемонию молитвой и добрым наставлением. Именно ему досталась честь открыть школу, разрезав традиционную торжественную ленточку и окропив всех входящих под её сень святой водой. Право дать первый звонок предоставлено Светлане Блиновой и легендарная школьная лестница словно снова ожила.
Православная школа-это общеобразовательное учебное заведение с духовным уклоном. Образовательные стандарты – такие же, как и в обычных школах. Преподаватели имеют тот же уровень образования и набор дипломов, что и другие. Просто у частной школы, в отличие от государственной – пространство для маневра больше. Частная школа сама решает, какое количество учеников ей нужно, и, максимально корректно, но осуществляет отбор желающих здесь учиться. Частной школе не нужно оправдываться за те или иные особенности – если кому-то кажется лишним и непонятным то, что дети молятся перед началом занятий, завтраком и обедом, и получают знания о том, что значит быть православным христианином, то нужно выбрать другую школу.
Как сообщает сайт православной школы, находящийся по интернет-адресу: http://www.sudogdagimn.ru, «стратегической целью православной школы является предуготовление воспитанника к реальности Царствия Небесного, как глубочайшей подлинной реальности человеческого бытия». Целью же работы школы является «создание условий для формирования творчески развитой, социально ориентированной личности, с устойчивой системой духовных ценностей, способной реализовать свои таланты в новой социальной и экономической среде во имя Божье и на благо государства».
Школа стала девятой православной гимназией в области. Сегодня в трёх классах школы обучается 46 человек. Директор школы отец Георгий Морохин крайне требовательно относится к качеству образования своих учеников. В этом году преподавательский состав школы пополнился высококлассными специалистами. Людмила Федотова – учитель-логопед высшей категории, почетный работник общего образования РФ, приехала в Судогду из Ставропольского края. Хорошим приобретением для школы стала опытный владимирский университетский преподаватель английского языка Ирина Черткова.
Светлана Блинова рассказала, что в Вязниковском районе ученики православной гимназии стали лидерами по количеству набранных баллов по ЕГЭ. Успех стал возможен потому, что ученики гимназии крайне ответственно подошли к финальным испытаниям, проявив привитые им настойчивость и целеустремлённость, а преподаватели имели возможность уделить максимум времени каждому ученику.
От примера с Вязниками можно перейти к более глобальному: оказывается в государстве Израиль каждый выпускник средней школы, чтобы получить аттестат зрелости, кроме прочих важных общеобразовательных предметов сдаёт «Танах» - аналог нашего Закона Божия, а около половины всех израильских школьников учатся в учебных заведениях с усиленным изучением духовных дисциплин. И это нисколько не мешает израильским специалистам в области высоких технологий считаться одними из самых лучших в мире, а израильским университетам входить в рейтинги ведущих университетов мира.
Посетители школы обратили внимание, что тут прекрасно сочетаются старинная атмосфера приходского училища, которой будто насыщены стены здания и светлые кабинеты с современной начинкой. На высоте – кухня и столовая, много внимания уделено вопросам безопасности.
Десятилетия атеистической пропаганды вдолбили нам странную, при пристальном рассмотрении, «аксиому» о том, что вера и наука – два взаимоисключающих понятия. При этом мы знаем сотни известных верующих учёных, а миллионы религиозных людей во всём мире спокойно пользуются всеми технологическими возможностями, которые предоставляет современная цивилизация, и это никак не делает их атеистами. Ведь если наука нам объясняет – «как это работает», религия отвечает на вопрос «зачем».
Ещё в этот день многие рассуждали о том, какие изменения в системе образования произойдут с приходом нового министра Ольги Васильевой. Уже известно о том, что будут внедряться новые образовательные стандарты, преподаватели станут вести меньше формальной документации, а вместо «натаскивания» учеников на ЕГЭ школа будет уделять больше времени даче реальных знаний. Звучала в заявлениях министра и мысль о том, что пора бы перестать бояться привлекать учеников к общественному труду.
Появилась надежда, что отечественная школа наконец-то перестанет жить по западным лекалам и будет возвращаться к традициям русской и лучшей советской педагогики, где учитель был и воспитателем и другом, а не аппаратом по производству услуги образования.
Закончу свой репортаж-размышление констатацией очевидного факта: частная православная школа доказала свою жизнеспособность и стала неотъемлемой частью образовательного сообщества Судогодского района. Кстати, все места в первый класс на следующий учебный год уже расписаны, и, видимо, без конкурса точно не обойтись!
"Судогда и судогодцы" 8 января 2016 г. №35 (12079). Роман БОРОВКОВ.
|