Православие на земле Судогодской карта сайта послать письмо
главная
храмы
за Христа пострадавшие
Святые
публикации
воспоминания
новости
в гостях у батюшки
воскресная школа
ваша помощь и милосердие
фотоальбом
новости

Настоящая Радость.

Как-то так повелось, что Пасху празднуют все. Ну, или почти все. Во всяком случае в центральной России, на Украине, в Белоруссии…, кроме, конечно, иноверцев и всяких сектантов. Благо, их не так уж и много. Уж как не пытались искоренить в богоборческое время, все равно не получилось - празднуют!

Конечно, время "государственного атеизма" не прошло даром. Плоды "атеистического просвещения" мы и сейчас можем наблюдать в Пасхальный день на наших кладбищах, превращающихся в место массовой гулянки, всеобщего пикника. Но даже, несмотря на это уродливое выражение религиозных чувств, можно все же сказать, что чувства праздника, и праздника именно религиозного, наполняют душу русского человека. Причем, каждого в свою меру.

Каждый год Церковь обретает новых чад. То есть, не просто крестит, но именно обретает, как верных чад Бога, начавших определенную духовную жизнь, работу над собой, пытающихся религиозными обрядами и Таинствами научиться обретать душевный мир и Спасителя.

И каждый год Церковь свидетельствует, что еще для кого-то по-настоящему реально не просто звучат слова о Воскресении Христа. Для такого человека праздник уже не в куличах, крашеных яичках и тусовке на кладбище. Для него Воскресший открыл новую, ни с чем несравнимую духовную, и при этом, реальную РАДОСТЬ. Ее нельзя описать, ее можно увидеть в глазах "воцерковленного" человека.

В современном мире, напичканном информацией о катастрофах, войнах, несчастьях, человеку бывает трудно обрести не только радость счастья, но и просто элементарный покой. Когда-то мир, отказавшись от духовной высоты Богопознания, искал удовлетворение в душевных проявлениях эмоциональной составляющей. Красота природы превозносилась и воспевалась в различных произведениях искусства: музыке, живописи, зодчестве. И в этом человек "культурный" находил радость, эмоциональное удовлетворение, отдых от быта и суеты.

Но сейчас наблюдательный человек видит, что человечество с каждым годом все меньше интересует "светлое, доброе, вечное". Музеи пустеют, концертные залы "собирают кассу" только на "попсе", даже между людьми исчезают душевные отношения. Человечество опускается на самую низшую - плотскую составляющую своего бытия. Все больше человек черпает удовольствие в материальном бездуховном мирке.

Сосредоточив все желания на плоти, он уже просто неспособен познавать не только духовный, но уже и душевный мир. И не удивительно, что с виду порядочный и честный человек начинает безудержно пьянствовать, блудить, объедаться. Ведь только это и составляет теперь для него рАДОСТЬ.

Однако, такая радость мифична, иллюзорна, после нее - похмелье и болезни. Когда-то человечество, отойдя от Бога и утратив Его духовное подобие, решило подвести идеологическую и даже религиозную основу под порочное удовлетворение плоти. Была подогнана не только "теоретическая база". Целые народы и цивилизации трудились, устанавливая храмы и изваяния божествам, оправдывающим пороки. Достаточно полистать без купюр античные произведения, чтобы понять куда, в какую пропасть скатывалось человечество.

Вот в это время приходит Христос с проповедью, не вписывающейся в мировоззрение плотского развращенного человека. Она и сейчас принимается немногими. Но все же, мир странным образом стал меняться. И не только слова о милосердии, терпении, кротости уничтожили рабство и храмы разврата. Не сразу и не все, но люди стали изменяться.

Это необъяснимое чудо. Человек, уверовавший во Христа, не переставая быть обыкновенным человеком, стал находить иную РАДОСТЬ. Радость общения с Богом не могла померкнуть даже при угрозе мучительной смерти. Эта сила духа, наполняющая христианина, дается верующему сердцу от Христа - распятаго за грехи человеческие, "вземлющего грех мира", искупившего Своею Честною Кровию падшее человечество. Поэтому, обретший Христа, наследует и Силу борьбы с грехом и несколько иное духовное видение мира.

Это и есть настоящая Пасха - переход от плотского к духовному, от греха к святости, от недовольства и ропота - к настоящей непреходящей РАДОСТИ!

Ответы на некоторые вопросы.

Батюшка, сейчас заканчивается Великий пост, который предваряет Пасху. Почему он такой длинный? Я понимаю, последняя неделя, Страстная, в среду Иуда предал Христа, в пятницу Его распяли. Страдал Он и мы вместе с Ним. Ну а остальные-то шесть недель зачем?

- В земном своем существе человек ограничен и временем и пространством. От этих категорий он сильно зависит. Так, например, чем торжественнее событие, тем тщательней и дольше человек к нему будет готовиться. У православного человека нет более торжественного и радостного события, чем Христово Воскресение. Тем более, что святая Церковь своими богослужениями (молитвами, напоминанием о жизни святых, поучениями…), как по лестнице поднимает верующего на высоту Пасхального торжества. Из опыта могу сказать, что если весь пост не пропостишься, не поработаешь над собой, Пасха будет не та, не будет всей полноты радости о Христе Воскресшем.

Хорошо, мы исправляем себя, очищаем свою душу от греха. Но, знаете, в храме все такие хорошие, благочестивые, добрые и смиренные, а как выйдут из храма и не узнать некоторых.

- Хорошо, если бы для начала мы стали изменяться к лучшему в храме. У некоторых это не особо получается. Во всяком случае - вначале. Именно так. С чего - то мы все же должны начинать! Изменение человека происходит постепенно. Можно, конечно, с Вами согласиться, что не все и не всё хорошо с нашими прихожанами. И это не секрет, что многие своим поведением отталкивают от Церкви. С одной стороны - факт печальный и ужасный. Но если вспомнить Евангелие, ведь Христос, как Он сам сказал: "пришел спасти не праведников, но грешников". Ведь и на Него многие искушались, что ест, пьет, беседует с отъявленными грешниками, презираемыми благочестивыми людьми. Он даже грехи им прощал!

Но меня все же утешает, что приходящих, работающих над собой, кающихся, пусть даже отъявленных грешников - Христос спасает. И со временем плоды этого видны на многих, приобретающих благодатные Дары: терпение, кротость, воздержание, любовь, милосердие…

Пасха! Светлое Христово Воскресение! Праздник! Все и православные и не очень несут в этот день (или ночь) освящать куличи, яйца. А зачем? И почему именно эти продукты?

Вообще-то не только эти продукты носили раньше освящать. Освящали и мясо, но не в храме, а около храма или дома. Ведь это те продукты, которые православные не вкушали во время Великого поста. Но в этом есть еще и символика. Например, красные яйца - воспоминание проповеди св. Марии Магдалины перед императором, в руках которого в знак правдивости слов Марии, покраснело белое яйцо. Пасхальный сладкий творог должен напоминать сладость небесную, подаренную Спасителем. Кулич - в прообраз святого хлеба - Артоса, в свою очередь напоминающего о пребывании с нами Самого Воскресшего Христа.

Почему нельзя идти в этот день на кладбище? С какого времени стали туда ходить?

Об этом говорим каждый год! Ну, не должно воспоминать и сетовать об умерших в день всеобщего ликования! Это как-то даже не логично, не говоря уже, что эта традиция советских времен не вписывается ни в Церковный Устав, ни в естественное празднование Пасхи.

А может людям идти больше некуда? Это же еще и повод побыть вместе со своими живыми родными и близкими. Куда, например, судогодцам пойти в этот день?

Отчасти вы правы. Но судогодцам не просто "некуда" пойти. Многие бы и рады выразить свои чувства, в том числе и религиозные, но куда? Не в храм же! Для многих судогодцев в храм пойти очень сложно, говорят: "кто-то не пускает". Для нас понятно кто. Но бороться с "ним" не хочется. Да и потом, куда гораздо приятней в хорошей компании выпить, закусить, да и еще по поводу религиозного праздника в доступном религиозном месте! Печально все это.

Хотя, с каждым годом становится все больше судогодцев, встречающих Пасху в храме, присутствующих и радующихся вместе с детьми воскресной школы, представляющих концерт. Кстати, в этом году мы планируем детский утренник провести на улице у храма. А ребята из нашего молодежного клуба для всех желающих попить чая с куличом выставят самовары. Из поделок будет организована ярмарка. Приглашаем всех разделить с нами торжество этого Святого дня!

Протоиерей Георгий Морохин. Предпасхальные дни, апрель 2011 г.

крест