Православие на земле Судогодской карта сайта послать письмо
главная
храмы
за Христа пострадавшие
Святые
публикации
воспоминания
новости
в гостях у батюшки
воскресная школа
ваша помощь и милосердие
фотоальбом
новости

Паломнические поездки. Размышления протоирея Георгия Морохина.   

   "Летом 2007 года приход Свято-Екатерининского храма совершил несколько паломнических поездок по святым местам. Прихожане побывали в Оптиной пустыни, Дивееве, Иоанно-Богословском монастыре Рязанской Епархии, Троице-Сергиевой Лавре. К дальним поездкам прибавили посещение первой Прохоровой пустыни на реке Ястреб, находящейся всего в 29 км от Судогды. В дальнейшем, на осень есть планы посетить некоторые святые места г. Москвы.
   На нашем сайте уже были некоторые мысли о полезности паломнических поездок, не только открывающих для паломников новое и прекрасное в современной православной жизни России, но и духовно укрепляющих, объединяющих приход.
   Сегодня же хотелось бы высказать несколько личных размышлений, кои не могли не быть, коль скоро пришлось в небольшой промежуток времени посетить достаточно много монастырей и храмов с довольно большой (от 49 до 53) группой верующих людей.
   В Дивееве наши прихожане бывают довольно часто: кто-то раз, кто-то два или даже три раза в год. Конечно, созданная там красота, порядок, великолепие величественных храмов и, конечно же, святые источники не могут не восхищать человека, еще помнящего недавнее запустение и разорение православных храмов. Однако, после посещения Иоанно-Богословского монастыря, храма в селе Пятница и Оптиной пустыни некоторые прихожане высказали общее, может для кого-то не совсем осознанное, мнение: «А в Дивееве то не так…». Что же не так? Не так красиво? Что вы, пожалуй, в Дивееве красивее.
Дивеево Дивеево Дивеево
   Но все же что-то не так. И эту разницу трудно уловить или описать материально, зрительно, поскольку дело в духовной разнице этих мест. Конечно, дивеевские святыни - это мощное духовное проявление благодати Божией, и с этим вряд ли кто будет спорить. Но что касается обстановки вокруг них, то духовность, если она и проявляется, то часто выглядит довольно странно. Вот несколько примеров. К группе паломников подходит послушница и довольно настойчиво приглашает поучаствовать в хозяйственных работах. Это понятно, и, в общем-то, ничего страшного в этом нет. Однако, та настойчивость в просьбе и аргументы, что "это же Сама Царица Небесная вас приглашает", вселяют по меньшей степени удивление. Официальный дивеевский экскурсовод, кстати, довольно дорогой даже для паломников (никаких скидок), во время экскурсии по монастырю четко проводит мысль о возможности спасения только в стенах этого монастыря, поскольку «здесь всем руководит Царица небесная».
   Совсем другое дело в Оптиной пустыни, Иоанно-Богословском монастыре, наших малых пустыньках или на приходе в селе Пятница, где покоятся мощи праведного Петра Великодворского. Там все очень просто и ненавязчиво. Как дома, прошли прохожие по улице, раскланялись и жизнь идет своим чередом, постучались в дверь - почет и уважение дорогим гостям.
Оптина пустынь Оптина пустынь Оптина пустынь В Иоанно-Богословском монастыре
   В Иоанно-Богословском монастыре, по окончании литургии, Крестного хода и освящения воды на источнике, братия монастыря должны были быть либо на трапезе или на срочных послушаниях. Мы не надеялись найти кого-нибудь, кто бы рассказал нам о монастыре. Но Господь чудесно послал иеродиакона, который не только рассказал о монастыре, но вынес из алтаря чудотворную «Корчемную» икону и проводил в храм, где покоятся большое количество частиц мощей. Причем, рассказ его был прост и сердечен, как песня. От избытка сердце глаголали уста! Этот избыток мог быть только от Божественной Любви, созидаемой в молитве. Ни какого превозношения исключительностью монастыря! И конечно никаких денег, как бы мы не предлагали, монах не взял.
   Такой же сердечный и простой прием в приходском храме села Великодворье. Такой же вдохновенный рассказ послушницы храма, какая–то родная теплота в простых словах настоятеля. Да и в Оптиной пустыни и в Шамордино паломников встречает та же простая любовь не предполагающая, что за это что-то кто-то должен и что именно это является угождением Богу.
   Думается, что паломники, прихожане Свято-Екатерининского храма, сделали достаточно выводов для себя и для прихода в целом. Ведь искушения особой исключительностью, оригинальностью, тщеславием или сребролюбием грозят как большим общественным группам, так и каждой душе христианской".

Июль-август 2007 г.

   Однажды некий брат вопросил святого Нифонта Цареградского (XV век):
   "Как ныне святые умножились во всем мире, будет ли также и при кончине века сего?"
   На такое воспрошание блаженный ответил ему:
   "Сын мой, до самого скончания века сего не оскудеют пророки у Господа Бога, равно как и служители сатаны.
   Впрочем, в последнее время те, которые поистине будут работать Богу, благополучно скроют себя от людей и не будут совершать среди них знамений и чудес, как в настоящее время, но пойдут путем делания, растворенного смирением, и в Царствии Небесном окажутся большими отцов, прославившихся знамениями...
   Занимающие престолы священства во всем мире будут неискусны и не будут знать художества добродетели. Таковы же будут и предстоятели монашествующих, ибо все будут низложены чревоугодием и тщеславием и будут служить для людей более соблазном, чем образцом.
   Посему добродетель будет пренебрегаема еще более; сребролюбие же будет царствовать тогда, и горе монахам, богатеющим златом, ибо таковые будут поношением для Господа Бога и не узрят лица Бога Живого".


крест