Православие на земле Судогодской карта сайта послать письмо
главная
храмы
за Христа пострадавшие
Святые
публикации
воспоминания
новости
в гостях у батюшки
воскресная школа
ваша помощь и милосердие
фотоальбом
новости

Иконы вернулись в храм

   Воскресным утром 24 сентября автомобили,проезжавшие на Судогду через Чамерево были вынуждены притормаживать в центре села. Водители с интересом разглядывали необычную процессию, состоящую из нескольких десятков празднично одетых людей, не спеша шагающих по шоссе. Они мешали движению, однако никто не сердился на них за непредвиденную задержку - машины почтительно останавливались на обочине, пропуская колонну. Что же происходило в тот день в Чамереве, куда и зачем шли эти люди?
Крестный ход в Спас-Чамерево Крестный ход в Спас-Чамерево
   Чтобы ответить на этот вопрос, давайте присмотримся повнимательнее. Вот женщины в платках и длинных юбках, с иконами в руках; во главе процессии - мужчины, несущие лампаду и большой крест; в центре - священник. Над головами идущих качаются полотнища хоругвей. Да, это крестный ход - торжественное церковное шествие. Всем известно, что крестный ход не увидишь каждый день, просто выглянув из окна, - он устраивается в исключительных случаях, по большим праздникам или в ознаменование особо памятных событий. По какому же поводу этот?

Секрета здесь никакого нет, ведь любой желающий мог запросто присоединиться к этому шествию. Крестным ходом люди шли встречать святых. Своих святых. Таким торжественным образом было решено встретить драгоценные реликвии - иконы, некогда бывшие украшением чамеревского храма, но волею судьбы более шестидесяти лет хранившиеся в другом месте, храме-тёзке, соборе Преображения Господня села Спас-Беседа. И вот через много лет эти иконы вновь возвращаются в родные стены...

Для местной православной общины это действительно выдающееся событие, поскольку до сих пор громада собора до конца не восстановлена после десятилетий запустения, а службы ведутся в маленьком и тесном северном приделе, среди крайне скудной обстановки. Светлое событие сегодняшних дней - отголосок довольно давнего и постепенно забываемого прошлого; ПОТОМУ здесь уместно будет написать несколько строк об истории самого храма, а главное - о некоторых людях, оставивших свой след в его судьбе.

Когда-то Спасо-Преображснский храм в Чамерево имел обширный приход, богатых и щедрых попечитепей, был красиво украшен внутри и снаружи. Опуская подробности давно минувших дней, всё-таки следует отметить древность церкви: первые упоминания о ней относятся к 1670 году, а строительство каменного здания было закончено к 1785 году. Впоследствии собор неоднократно расширялся и достраивался. Стены и потолки были искусно расписаны; храм владел множеством старинных икон, покрытых драгоценными ризами; некоторые из этих икон были особо почитаемы. В те годы церковь играла огромную роль в жизни людей, она была своеобразным центром дореволюционного общества.

Всё кончилось в одночасье. Сейчас можно только догадываться, какой силы боль стоит за сухой констатацией факта: «Храм был закрыт в 1937 году». Какие обстоятельства сопутствовали этому событию? Разграбление, уничтожение, насилие, аресты, смерть?

В народной памяти пока живы имена людей, по зову сердца и велению совести не сумевших остаться равнодушными к происходящему. Тайно, под покровом ночи, выносили в Спас-Беседу чудом уцелевшие иконы тогда ещё молодые Варвара Маслова, Зинаида Коноплёва, Наталья Лемжакова. Боялись, сторонились каждого прохожего, любого шороха - но сделали то великое дело, благодаря которому сейчас мы получили возможность торжественно внести в храм две из спасённых икон. И становится понятным, почему эти иконы встречали крестным ходом - на руках они были вынесены, на руках должны были быть и возвращены. В этом есть глубочайший смысл и почтение к святым ликам, и дань уважения тем, кто с риском для себя совершил в те страшные дни настоящий подвиг.

Тем временем и судьба самого собора не раз висела на волоске. В советской действительности применения зданию, окружённому кладбищем, не нашлось - так и стояло оно в запустении, понемногу разрушаемое приходными силами и растаскиваемое населением. В 1952 году кому-то пришла в голову мысль разобрать храм на кирпичи – интенсивное послевоенное строительство создало острую нехватку стройматериалов. И вот в Чамерево явилась спецкомиссия, чтобы изучить возможности подрыва здания. На месте собрали совещание с участием сельских специалистов на котором было принято невероятное решение: церковь не взрывать, взрывчатку увезти. Мы уже никогда не услышим те слова и не узнаем доводы, какими директор школы Иван Васильевич Серов убеждал членов комиссии, что при разрушении здания взрывом целого кирпича не останется, а образовавшийся щебень придётся вывозить ещё и с затратами. Тем не менее, ему это удалось, и несостоявшиеся Геростраты уехали, на память о своём присутствии стесав со стен фрески вместе со штукатуркой до той высоты, куда могла дотянуться рука.

Оставшиеся росписи были хорошо видны ещё каких-нибудь двадцать лет назад. Будучи мальчишками, мы, бывало, весёлой стайкой забегали в продуваемый всеми ветрами пустой храм - и тут же останавливались, придавленные суровыми взглядами святых мужей, Действительно, идти дальше было опасно: в полузиял огромный провал, а под ним темнела пропасть. В то время контраст между искусно выписанным небесным царством над головой и чёрной дырой преисподней внизу вносил сумятицу в наши ребячьи души. А на улице сияло солнце, огромный беззаботный мир был наполнен светом и радостью - и, выбежав из прохладного сумрака церковных сводов, мы сразу забывали об одиноком старом храме. А он, наверное, ждал нас снова...

Вторую жизнь Преображенская церковь получила в начале девяностых годов прошлого века благодаря трудам Натальи Павловны Лемжаковой. Именно она - дочь репрессированного священника, организовала первый сбор средств на восстановление здания, настойчиво хлопотала в епархии об учреждении при храме православной общины, собирала подписи. Впоследствии долгие годы она была бессменной старостой...

Вернёмся всё же в сентябрь 2006 года и понаблюдаем за происходящим. Кто идёт вслед за крестом? Людей не очень много, хорошо видны все: здесь и пенсионеры, и рабочие, и молодые, и старые, и мужчины, и женщины... Интеллигенция, представители власти, предприниматели, священники, дети. В конце процессии - молодая современно одетая пара, у девушки в руках огромный букет полевых цветов. Кто-то смотрит вниз, кто-то поднял глаза к небу. Многие серьёзны, некоторые улыбаются. Что объединяет их всех? Впрочем, вопрос не требует ответа. Главное, что думают все об одном - сейчас они мыслят синхронно.

Иконы в Спас-Чамерево Возле южной околицы села иконы ненадолго задерживаются. Но ожидание не было тягостным. Молодой отец Виктор, обращаясь к пастве, не скрывает радости: улыбается, блестят глаза. «Так и хочется сказать: «Христос Воскресе!» - срывается с его губ. Иконы святого евангелиста апостола Иоанна и пророка Илии приехали в салоне легковой машины. Образа бережно извлекли и, не мешкая, отправились с ними в храм, где загодя было приготовлено лучшее место. Почётная миссия - нести на руках старинные иконы, написанные на толстых досках и когда-то составлявшие сиящий золотом величественный иконостас - красу, гордость и богатство древнего собора.

Перед воротами церковной ограды - недолгая остановка. Молитва, краткая благодарственная речь главы администрации. И вот уже иконы стоят внутри. Три священника - отцы Виктор из Чамерева, Евгений из Спас-Беседы и Павел из Судогды - начинают праздничную службу. Каждый из них сегодня счастлив - ведь свершилось то, чего, казалось бы, не могло произойти никогда! Божий промысел или исправление человеческими руками человеческих же ошибок? А может быть, всё-таки, - обыкновенное чудо?

Поцелуи, брызги святой воды, искрящиеся улыбки... Этот солнечный день запомнится на всю жизнь. Иконы вернулись домой!

Веру, надежду и любовь ещё хранят людские сердца. А память сердец всесильна - она пробивает пространство, прорастает сквозь время. Каждый из нас носит её в себе - а значит, у нас есть будущее.

Илья КАРТАШЕВ

Чамерево, 24 сентября 2006 г.

крест