Православие на земле Судогодской карта сайта послать письмо
главная
храмы
за Христа пострадавшие
Святые
публикации
воспоминания
новости
в гостях у батюшки
воскресная школа
ваша помощь и милосердие
фотоальбом


обложка книги

Книга "Фольклор Судогодского края" - уникальный сборник, в основу которого вошли тексты песен, сказок, частушек, стихотворений, описания обрядов, детские и молодежные игры, впервые записанные от коренных жителей Судогодчины.

Воспоминания

Воспоминания старожилов
о разрушении и осквернении храмов


Уничтожение икон

Вот все коммунисты. Комсомольцы пойдут в клуб и там протаскивают религию. А мы, маленькие, в церковь шли. А потом закрыли ее, закрыли и начали иконы жечь в водокачке. Вот здесь жил Вирьян (один был, не женатый), вот он все иконы жег, только кто украдочкой (вот Маруся Шилина украдочкой взяла два подсвечника, она до 92 лет дожила, как церковь снова открыли, она их и сдала). Хотели церковь взорвать, но не дали, говорят, рядом дома, взорвете, и все дома наши пострадают. А те, кто жгли иконы, все уж подохли. Ни дна бы им, ни покрышки! Вот Свинухин недавно умер, Кисловский, да тут их полно было. А потом их позабрали в 37-е годы. Их же забирал чер ный ворон. И сейчас никого не осталось, кто церковь разрушал. Какая церковь была! Батюшки! Там было три алтаря. Вот зимой она служила под маленьким алтарем. Мне было четырнадцать лет. Мы были две подружки. Вот твоя тетка Клавдия и я. (1)*

В Картмазово везде рушили. Вот хошь и ругают правительство, а не так, там высшее, как здесь местные работали, больше уж дали им волю. Тутошние все и рушили. Вот в Картмазово все иконы вывезли в поле, сложили и жгли. И нашей Нины отец. Так вот он на «Богатыре» кем-то работал, дал команду, и их все сожгли. Так он молодой и умер. И все остальные не жили долго. Колокола в Ликино сбросили в войну. Сказали, на перелитье, на оружие. (2)*

Церковь у нас была. Очень хорошая. У нас один мужик не избежал гнева Божьего. Он у нас иконы жег. Никому теперь не нужен, в инвалидный дом его взяли — пластом слег. Он уж и пост держал, и в церковь ходил, и молился. Но его не простит Бог за это. Такие дела делали. Все иконы рубили да сжигали.
Когда церковь порушили, там ремонт тракторов сделали, в церкви-то, так погорели все, сгорело все напрочь. (3)*

Мне вот бабушка рассказывала. Когда у нас церкву рушили — иконы все сложили и жгли. Все плакали. А тут все стоят, и моей бабке из костра икона как будто вылетела, Богоматери икона. Она ее потихонечку подобрала и домой унесла. И вот веришь — нашу семью, а нас много, все беды обходят. Вот ни отец, ни дядья на войне не побиты, целы все и старыми умерли. Это от иконы.
А тот мужик, что иконы жег, так у него и жена млада померла, и дети, а сам потоп в болоте. У нас тут болото, но там тропа есть — не потоп никто от века, а он потоп. Бог ведь не прощает. (4)*

Разрушение церквей

Этот пожар, говорят, божье наказанье. Тут церковь деревянная была, они ее разрушили, вот их и наказало. Она долго стояла. Не служили там, но и не рушили, а вот сейчас как разрушили, так пожар был. Их вот Бог наказал. (5)*

Вот Кузнецов Александр Прохорович, он умер конечно, он был председатель райсполкома. Андрей Сергеевич тоже разрушал. Засыпали в церковь зерно, туда никто не нес зерно, так оно у нас все сгорело. А Кузнецова Бог наказал, он сидел, а его электричеством убило. Всех Бог наказал. Андрей Сергеевич все вынес из церквы, а Бог наказал. И жена умерла, и дочь. (6)*

Церкву нашу всю разрушали. Под видом, что коммунисты. Всяка тварь разрушала. Я вот считаю, что их Бог наказал. Костю-кузнеца наказал. На свадьбе в одночасье умер. Выдавал племянницу — все гулял нормально. Стали укладываться на ночлег — захрипел и готов. И не признали, что сердце больное, а человек умер. Бог наказал, что церкву рушил. Действительно Бог наказал. (7)*

Это мне рассказывали где-то в тридцатые годы. Церкви-то нашей где-то под пятьсот лет. Один делец говорит, там начинают железо подымать, надо это железо снять. Леса сделали, проверили. Это железо все снял, а другим покрыли. Железо это сдал, а посля при выпивке и высказался: «Теперь и внукам, и правнукам хватит».
Раньше ведь в торгсин принимали золото-то. Вот эти самые кумпола и над алтарем — все это было позолоченное. «А когда это было?» — «Где-то в году 25-ом». — «А кто это был?» — «Кто был! Вот уж, наверное, этот коммунист».
Колокол один был сильно большой, когда церковь ломали, колокол из звонницы никак не могли вытолкнуть, а когда вытолкнули баграми (мы из школы как раз бегали глядеть), так он ушел до половины в землю, а этот край торчал. Так вот его разбивали кувалдами. Так вот эти края так отбивали, там прямо светилось. Что там было — золото, серебро? И вот на куски расколачивали, грузили на лошадь и увозили — станция Храповицкая, а там куды девали — не знаю.
А люди уж все подохли, только как подохли, не знаю. Ой, какую церковь разрушили, батюшки! Вот так придем, а там все иконы позолоченные! (8)*

Церковь, которая в Гонобилове, срыли ее. Все с лица земли смели. Вот она была, Полина Баринова, вот она сейчас здесь живет, председатель сельсовета. И иконы все сожгли. И из-под церкви ключ выбивал, родник был, и его весь затромбовали, забили. Сначала был клуб, а потом и ее всю разобрали. (Только, глядите, это до кого бы не дошло!) Сейчас у нее (Полины Бариновой) ноги плохо ходят. Брат мой с 13, а она с 14 года. Она все на соседку грешит: «Это она, наверное, наколдовала».
А это Бог, наверное, наказывает, да. За такое! Церкву-то разрушить женщине! Она мешала, что ли, церква-то! И вот Иван Иваныч, который умер-то, говорил, чтоб ни дна, ни покрышки Полине-то. Совсем с лица земли церкву смела, все по ее указанию. (9)*

Екатерининский собор разрушали. Родионов, Антонов. Бог наказал — они умерли. Его руши ли, чтобы взять кирпич на строительство, а после два года вывозили один щебень. Все женщины плакали. (10)*

Вот теперь у нас открыли церкву, а она нарушена была в тридцать седьмом году. С тридцать седьмого года у нас нет Божьего храма.
Богатырские рушили, Егор Тимофеевич. Бог наказал — молодым умер. Его сначала забрали, а потом в сороковом на войне убило. Бог его наказал, старики говорили, а только значения не придали. (11)*

Село от нас 15 километров, в Дубенках-то. Кто церкву разрушал — все погибли не своей смертью: кто спился, кто удавился, кого задавило машиной. Бог наказал. (12)*

Сбрасывание колоколов

У нас храм какой был. Сейчас бы все приезжали смотреть. Свои мужики сбрасывали.Так Иван как колокол сбросил, так толь об веревку споткнулся, толь что, а сорвался и полетел. Убился насмерть сразу. А второй спустился и вроде все, а на следующий день оглох. А знаешь, тот, кто грузил язык колокола на лошадь, ведь вот удар хватил и оправился потом, а язык не вернулся. Вроде как он церковь-то обезъязычил, так и Бог его наказал. (13)*

Вот ты думаешь, я от старости глухая, нет. Бог наказал. У нас в Ликине церкву рушили. Так мой отец, он партейный был, на колокольню полез и колокола сбрасывал. Так он на колокольню полез, все слышал, а с колокольни слез — оглох. Так не только он, мы все глохнуть стали. (14)*

Вот ты у Нади вчера была. У глухой. Так это их семью Бог наказал. Когда в Ликине церкву рушили, ейный отец, от тут главный партиец был, с церквы колокол сбрасывал. А уж у нас колокол был — чудо. Говорят, его Екатерина подарила нашей церкве. Так он на колокольню нормальный полез, а как колокол скинул, так уж спустился глухой и пожил недолго, помер. Так ведь вся семья глохнуть стала, все дети. Бог такого греха не прощает. (15)*

Кирпичи от церквы под фундамент брали, а мой отец был сильной веры. Мы начали строить, надо хоть фундамент под дом, а отец говорит: «Нет, доченька, не трогай ни кирпичика с церквы. Это не будет пожитья никому». А соседи наши сделали сарай и погреб из церквы, и как только сели на мотоцикл, перевернулись и разбили ребенка, одиннадцать лет — какое горе. Через двор в армию пошел — тоже сарай и погреб из церквы сделали. Не то, что сам он ее с головы ломал, он ломал уже по разломанному. Все тут так ломали, наломают и кому-нибудь продадут. Пошел в армию — и сын погиб. Привезли забитого, и не вскрыли ничего. Кто только ни брал кирпич — беда неизбежная. (16)*

Предательство веры

Вот приехали из Судогды представители к нам, вот я бригадиром уже была. И вот я знаю, что у нас престольный праздник. И вот как-то народ у нас не прогуливал, пришли все на праздник. Вот представители пришли: «Это ты что делаешь? К празднику готовишься?»
Иконы меня заставили вытащить. Иконы я вытащила из дому, выкинула. Вот Бог меня за это и наказал. Я за три года семерых самых дорогих детей своих схоронила. (17)*

Авторы воспоминаний:
2, 16. Харитонова Александра Васильевна, 1928 г. р., д. Непейцино.
3, 5, 7. Боркова Александра Александровна, 1937 г. р., д. Карево.
1, 8. Сорокина Татьяна Афанасьева, 1924 г. р., с. Мошок.
11. Колмыкова Прасковья Леонтьева, 1914 г. р., с. Картмазово.
12. Шумилина Галина Петровна, 1932 г. р., д. Гонобилово.
14. Русова Надежда Васильевна, 1933 г. р., д. Непейцино.
15. Гарина Любовь Ивановна, 1941 г. р., д. Непейцино.
9. Зайцева Александра Васильевна, 1911 г. р., с. Мошок.
4. Светлова Татьяна Михайловна, 1919 г. р., д. Аксеново.
10. Фролов Леонид Дмитриевич, 1907 г. р., г. Судогда.
13. Мальцева Анна Николаевна, 1919 г. р., д. Чамерево.

Сведения взяты из сборника "Фольклор Судогодского края". Москва 2001.
Государственный республканский центр русского фольклора.
Рассказы записали и подготовили сотрудники ГРЦРФ Добровольская В. Е., Смолицкий В. Г., Запорожец В. В.,


крест