Православие на земле Судогодской карта сайта послать письмо
главная
храмы
за Христа пострадавшие
Святые
публикации
воспоминания
новости
в гостях у батюшки
воскресная школа
ваша помощь и милосердие
фотоальбом

ПАСХАЛЬНОЕ ОБРАЩЕНИЕ
высокопреосвященнейшего ЕВЛОГИЯ
архиепископа Владимирского и Суздальского,
ко всей богохранимой пастве Владимирской земли




"Воскресение Христово видевше..."

   С наступлением и встречей такого всемирного праздника и торжества, как святая Пасха Христова, идущая к нам с глубокой древности, происходит на нашей земле всегда нечто удивительное и прямо радостное, какой-то дивный восход в этот день другого весеннего и божественного Солнца, вдруг согревающего и преображающего ее во всем. Человек однажды смотрит на жизнь необыкновенно, остро, прямо душой своей, и это его сокровенно счастливит. Что же это за праздник? Какой ближайший смысл Пасхи Господней для всех нас?
   Наши будни с вами совсем не простые. Сколько неожиданного и претрудного находим в них! Но самое страшное в жизни на деле - непонимание вещей, потеря смысла и света, а то и заблуждение в ней. Человек не видит будущего для себя, что могло бы его захватить. Он топчется на месте и знает только настоящее. Но без будущего - и настоящее ничто. Наше крещение в Церкви ярко освещает нас в настоящем и, в то же время, открывает прекрасное будущее - вечную жизнь в Царствии Небесном, уже ином Эдеме, не схожем с земным житием, превосходным и лучшим в сравнении с первым Раем. Идет речь о нашей деятельной стороне. Жизнь - это не сон и не смерть. Это дела, и дела, побеждающие смерть! И дела особые, высокие, умные, духовные, отвечающие духу веры, смыслу Евангелия. Жизнь можно свети к смерти, к осуждению ее, а можно очень высоко и свято подняться, стать над смертью и заслужить вечную похвалу.
   Наша святая Пасха как раз располагает к спасению мир, погибающий в бесконечных страстях и пороках, показывает ему путь к новой жизни, дает благодать свою, силу на преодоление всякого зла, к творению Божиих повелений как совершенных и вечных, ведущих к подлинному блаженству. Она говорит нам о славном переходе из греховного и падшего состояния души в святое и добродетельное, как действительно достойное ее происхождения и назначения. Смысл этой Пасхи был начертан еще в ветхозаветные времена, в событии чудесного перехода Израиля через Чермное море «как посуху», когда ему угрожала опасность от египетского войска. Но Пасха Новозаветная была совершенно иной и чудодейственной. Она несет в себе величайший подвиг Самого Господа Иисуса Христа, ставшего Агнцем, «вземшем грехи мира», жертвой за все его беззакония, искупившей мир перед Вечной Правдой. Пасха Христова открыла бездну Божией любви и милости к людям, «седящим во тьме и сени смертней», как природу и закон вечного бытия.
   Жизнь и спасение ее, несомненно, в любви в самом высоком смысле, потерянной некогда в истории и победно восстановленной в лице Богочеловека Христа. «Добро, - говорит св. Иоанн Златоуст, - всегда побеждает, ибо действия его не временные, а вечные». Смысл жизни - научится этой любви и быть любовию ко всем. Говорим о любви христианской, жертвенной, не щадящей себя, но живущей вопросами и нуждами своих ближних, что в корне меняет весь мир, раздираемый враждой и завистью. Не экономика и прогресс решают жгучие проблемы мира, что его роняет и позорит, а единственно духовность его, наличие в нем веры и любви, акты милосердия, что стоят порой в стороне, как будто мало что значащие вещи. Это не означает, что земное и материальное исключаются совершенно, нет! Это означает, что с духовностью человека и все вещественное получает совсем другую окраску. С простотой и скромностью в вещах у святых людей блистало богатство их души.
   Принцип христианства один - минимум вещей земных при максимуме духа жизни. Во всем мыслится дисциплина, и особенно она нужда в духовном деле. Церковь поставлена быть стражем в вопросах духовной жизни как основной и судьбоносной. Двери ее открыты для познания истины бытия. «Вера одна, православная, - говорит нам сегодня Церковь, - идущая от святых апостолов как самовидцев Христа, видевших не только Крест на Голгофе, но и Самого Воскресшего Господа». И здесь мы в вере все должны быть совершенно едины и прямо сродны, объединившись вокруг Того, Кто воскрес из мертвых, Кто воистину воскрес. По словам св. Кирилла Иерусалимского, «вера есть око, которое просвещает всякую совесть и сообщает разумение». Как людей верующих, в этом мире нас ничего не должно удручать и убивать в духе, чтобы там не происходило; мы все должны воспринимать как исходящее от руки Божией, посылаемое нам для покаяния и исправления. Страшны не события мира сами по себе, а отрицание их пользы для него, отказ от терпения их, как попущенных Богом.
   В заключение хотел бы разделить радость праздника со всеми, кому он светел и дорог. Вместе исповедовать блага Пасхи Христовой, которые, действительно, не далеки от нас. Они рядом! Нам надо просто повернуться к ней лицом, душой, понять, насколько велик ее смысл. Она чудом сближает и сливает нас с Тем, Кто есть все - сама жизнь и вечность, само блаженство.
   Поздравляю всех с Пасхой Господней, этим «праздником праздников и торжеством из торжеств» с самыми теплыми и благими пожеланиями, что таит и вмещает в себе она.
   Христос Воскресе! Воистину Воскресе!   Аминь.


         Божией милостию смиренный ЕВЛОГИЙ,
     архиепископ Владимирский и Суздальский.


         Пасха Христова 2004 г. Владимир